Домбай. Лето на горнолыжном курорте

Идея поехать на Домбай летом пришла в голову какой-то турфриме ещё в 2010-м, кажется, году. Домбай — это горнолыжный курорт, но автор данной заметки горные лыжи… Да и не горные тоже не сильно любит. А вот лазить по горам в тёплое время года — это с удовольствием.

Мало откуда на Домбай ездят автобусы напрямую. В летнее время проще всего найти с десяток человек и договориться с турфирмой или напрямую арендовать маршрутку. Если же вы едете вдвоём — то ищите автобус до Черкесска либо Пятигорска, от которого можно добраться до Черкесска. А вот от Черкесска ходят маршрутки уже до Домбая. Ехать придётся около трёх часов.

Вот так, с двумя пересадками мы добирались до Домбая из Волгограда. В Пятигорске мы были в 6 утра, в 7 сели на маршрутку до Черкесска, в 9 — на маршрутку до непосредственно Домбая. К слову, от Пятигорска до Теберды ходят автобусы. Но редко. Добравшись до долины Домбай и бросив вещи в гостинице, мы побежали смотреть Чёртову Мельницу. Это такое страшное место. Оно действительно страшное. Когда мы выходили — начал моросить дождик, но один из местных сказал, что это ненадолго. Мы поверили. Дождь и правда скоро закончился…

Пусть на Чёртову Мельницу очень живописен и представляет собой несколько километров в гору. На входе вы увидите пост. Без пограничников, с местными лесниками. За экскурсию в Тебердинский Заповедник придётся заплатить. Билет стоит около 200р. А вот несколько кадров с прогулки:

колокольчики

Заметим, что мы за всю дорогу не сорвали ни одного листика. Зачем? Мы же в заповеднике! А вот дорога была очень крутой и скользкой.

дорога

Ледник. Дело было в конце июля, но это — натуральный ледник, сошедший с горы. От него в местную горную реку стекает ручей, прямо из-под ледника.

Природа тут удивительная, ещё не сильно тронутая человеком. В этих горах водятся в основном туристы и пограничники. Медведи, говорят, тоже водятся, но нам они, к счастью, не встретились.

Ещё здесь водятся лешие. Туристы стараются вести себя аккуратно. Хотя мы со спутницей полагаем, что этот явился попросить/предупредить нас, чтобы мы никуда не ходили.

В горах кажется, что тучи вот-вот накроют тебя с головой.

Дождь продлится 15 минут, говорите? Примерно после километра пути дождь зарядил с новой силой, по-питерски, то есть, до упора. Напомним, путь лежал в гору, по диким тропинкам, вдоль речки, по скользким и без того камням, по глине, мимо ёлочек и прочей флоры. Никаких мест, где можно было бы укрыться от дождя, не было даже близко. Несколько часов, пока мы шли сперва туда, потом обратно, дождь не прекращался. Но мы дошли. С трудом, с тремя привалами, но дошли до этой Чёртовой Мельницы. После этой дороги понимаешь, почему она Чёртова — наверное, туристы так говорили.

Немного хулиганства: «Памятник неизвестному туристу». Да, зонтик мы взяли, но толку с него в лесу, когда в ботинках уже вода хлюпает вовсю?

Что собой представляет Чёртова Мельница? Это расщелина между скалами. Кажется, если развести руки — то коснёшься скал с обеих сторон. Река беснуется пенным потоком внизу, она не помещается в предоставленное ей природой место.

Смотровая площадка очень маленькая, состоит из двух «ступеней», если можно так выразиться. С одной видно ущелье Аманауз. С другой — сама Мельница. Причём чтобы увидеть это место, нужно чуть ли не лечь на нависающую над ней берёзку. И заглянуть в бездну. Несколько метров вниз — а там поток. Осторожнее! Мы бы советовали всё же ходить с инструктором. На площадке единовременно может разместиться до 10 человек.

Ущелье Аманауз переводится как «Злая Пасть». В самом деле, зимой тут очень много лавин, поэтому и деревьев поваленных хватает. Но мелколесье согнулось и разогнулось обратно.

Чёртова Мельница — это место, где начинается государственная граница. Последние фотографии были сделаны в прошлом году, поэтому на них солнышко. В тот год я добежала до Чёртовой Мельницы, и там стояли пограничники. На этой фотографии виден кусочек предупреждения.

К тому же, я спешила и побежала обратно. Этим летом пограничников не было, зато были туристы с сообщением, что там пограничников нет, и надо идти в долину водопадов, потому что там красиво. И мы пошли. Смотреть на водопады и нарушать границы.

Суфраджинские водопады, три штуки, увидеть во всей красе нам не удалось — для этого надо было пройти лесок, поэтому мы ограничились тем, что удовлетворились фактом покорения ущелья, пофотографировали реку и пошли обратно. Река… Точнее, инструкторы утверждают, что это ручей, и названия у него нет. Он открывает панораму Белелакайского кулуара. Большие камни, две тропы отмечены разными цветами. Здесь ходят альпинисты, здесь есть три тропы, красная, рыжая и синяя. И много-много-много камней. Тропинки в зарослях местных трав и камней почти незаметны. Альпийские луга… В нашем случае с сырой травой и цветами, с которых капает вода.

Небольшая горная речушка. С бешеным течением, как нравы местных жителей.

Это удивительная картина. Это невероятно красивая панорама, и ни один фотограф не может передать всей её красоты — это нереально. Горы, горы, вдали виден небольшой водопад, без названия — размерами не вышел. Мы не дошли до Суфраджи и Аманауза, просто полюбовались этим величественным зрелищем — перед нами во всей красе возвышался Кавказский Хребет.

Обратный путь показался нам гораздо быстрее — он идёт под гору. Из долины водопадов видна долина Домбай.

Напомним, всё время, что мы шли, нас сопровождал упорный дождь, упорный, как истинно горский мужчина. Прекратился ненадолго — точно выбрав время, когда мы покоряли эту речку. И снова зарядил на обратном пути. В гостиницу мы пришли, а с нас стекала вода. Хозяйка, милейшая женщина, выделила нам обогреватель.

Тем, кто не хочет нарушать границы, советуем сделать погранпропуск, и сделать его за месяц до вашего теоретического похода. Эту услугу предлагают многие турфирмы, если обратиться к ним заранее. Можно сделать самостоятельно. И ещё несколько картин гор напоследок:

P.S. В общей сложности прогулка заняла около семи часов. Так что советуем запастись дождевиком, крепким посохом и тренированными ногами.

P.S.2 Это не мутные фотографии. Это натуральные облака.

P.S. 3. А следующее утро встретило нас возмутительно солнечной погодой! Но об этом в следующий раз.

Одна мысль про “Домбай. Лето на горнолыжном курорте”