Венецианский карнавал? Бразильский? Никогда, никогда не пытайтесь их сравнить. Африканский маскарад — это не просто развлечение, не возможность показать свои возможности и свою фантазию.
Эта древняя страна со странной, не всем понятной, не всем доступной культурой, и маска здесь служит не для украшения и не для того, чтобы спрятать лицо. Маска на время заменяет собой того, кто надел её. Маска-маска, я тебя не знаю — хочется сказать африканцу, попавшему на маскарад. Он движется по-другому, он говорит не своим голосом, он делает странные вещи. Он — это больше не он, это совершенно другое существо, не всегда понятно, какое, и из этого ли оно вообще мира? Стирается граница между явью и навью, сном и реальностью, жизнью и смертью, человеком и Богом. Нам такое кажется странным, нереальным, но для жителей Африки это в порядке вещей… Наверное.
Участники маскарада создают целые ансамбли с ритуальными одеяниями, одними масками дело ограничивается очень редко. Маска здесь, в этом загадочном мире, играет особую роль. Возможно, дело в том, что происхождение её покрыто тайной, а сама маска используется не только в таких маскарадах, каких-то развлекательных действиях, но и в религиозных обрядах, строжайших, в социальных действиях. Человек в маске молится духам, руководит сельскохозяйственными делами, обрядом перехода мальчика к мужчине, наказывает… Хотя, для обычных танцев маски тоже используются.
Герберт М. Коул считает, что маска была создана давным-давно для охоты, и считалось, что надевший маску зверя они становятся ближе к зверям и таким образом не гневают духов убитых. Или, возможно, лучше ощущают своих «сородичей», делают охоту проще при помощи магии.
Древние, самобытные… Культура Африки, похоже, ещё надолго останется загадкой для цивилизованной Европы и Азии. Если вообще однажды раскроет все свои тайны…