Александровский дворец: история и фотографии интерьеров

История

Александровский дворец в Царском Селе построен по приказу императрицы Екатерины II. Это был ее подарок для любимого внука Александра I. Как известно, императрица не желала оставлять трон своему сыну Павлу Петровичу. Настолько были разными их взгляды на дальнейшую судьбу страны. Но императрица души не чаяла в своем внуке Александре Павловиче.

Родился он 12 декабря 1777 году. Воспитанием и обучением Александра с самых первых месяцев занялась сама императрица. Ему еще не было и года, когда его перевезли в Царское Село. Здесь прошло счастливое детство для Александра Павловича и его младшего брата Константина Павловича.

В 1793 году состоялось обручение Александра с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В 1792 году началось строительство дворца. Архитектором был назначен Джакомо Кваренги. К тому времени этому гению принадлежали такие работы как:

  1. Английский дворец в Петергофе.
  2. Концертный зал в «Царском Селе».
  3. Эрмитажный театр.
  4. Здание Академии наук.
  5. Ассигнационный банк.

Особенности архитектуры

Дворец стал его самой известной и лучшей работой. По задумке архитектора замок представлял собой двухэтажное здание буквой «П». Слева и справа к нему были пристроены флигели. Благодаря этому закрытому пространству с трех сторон, при входе был сформирован небольшой парадный двор — курдонер.

Парадный вход во дворец проходит через двойную колоннаду. Она как бы немного отходит от здания, образуя небольшой дворик внутри. Благодаря этому происходит постепенный переход из парка в дворцовые залы. Вход через колоннаду украшают две статуи. На одной из них изображен юноша, играющий в бабки, на другой юноша, играющий в свайку. Обе эти игры были очень популярны в то время. Из окон дворца открывался прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.

На первом этаже располагались залы Парадной анфилады. На втором этаже — комнаты для детей и прислуги, по бокам — личные покои.

Внешнее убранство

Проектант дворца Кваренги хотел выстроить единую композицию здания с окружающим пейзажем. Поэтому этажность здания выбрана всего в 2 яруса (высота – 17 м), что позволяет кронам деревьев быть вровень с сооружением. Сложная конфигурация здания симметрична – левая и правая половины в точности повторяют силуэты друг друга.

Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии

Дворец в плане (сверху) отчасти напоминает широкую букву «П» с 2 флигелями по бокам.

Передний фасад украшен колоннадой, которая выдается от основной линии фасада. Напротив колонн фасад здания имеет внутренне углубление. Между колоннадой и фасадом образовалось открытое пространство – терраса. Она является как бы продолжением вестибюля здания, в обычных зданиях это внутреннее помещение. Так как строилась летняя резиденция, то терраса не была укрыта крышей.

В сухое теплое время она использовалась в качестве столовой. Линия колонн из 20 попарно поставленных элементов оканчивается подъездами. Верх колонн и подъездов оформлен балюстрадой, что довольно необычно для русской погоды. Подъезды выполнены с невысокими дугообразными пандусами и выдаются немного вперед от линии колонн.

Крытые подъезды имеют арочные трехсторонние проемы, передняя арка оформлена в стиле коринфского ордера с полуколоннами. Таким же стилем оформлен центральный вход в террасу, у его входа в 1838 г. установлены 2 черные бронзовые статуи играющих в разные игры юношей. Передний фасад ориентирован на север, поэтому колонны долгое время остаются просвеченными солнечным светом.

Оформление подъездов перекликается с оформлением входов в торцевых частях флигелей, состоящих из 3 арок. Первые этажи фасадов флигелей имеют прямоугольные высокие оконные и дверные проемы. На втором этаже окна оформлены в палладианском (арочном) стиле. Остальная часть здания имеет прямоугольную форму окон, как на первом, так и на втором этажах, на верхнем этаже они ниже.

Конструкция противоположного садового фасада дворца имеет 3 ступени, симметрично расположенные с обеих сторон:

  • 1 линия – общий фасад;
  • 2 линия – выступающая часть над фасадом;
  • 3 линия – выступающая над первой ступенью;
  • 4 уровень – полукруглая ротонда, покрытая сферическим куполом.

Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии

Элементами декора ротонды выступают проемы окон и входных дверей, выполненные в том же палладианском стиле. Повторяющийся декор связывает оба фасада в одну стилевую композицию. Применение полусферического верха проемов смягчает четкую прямолинейность формы сооружения, придавая элемент живописности в декор. Утонченная внешняя красота дворца позволяет ему быть одним из великих построений эпохи классицизма.

Внутреннее убранство

Александровский дворец в Царском селе (его внутренняя отделка помещений) является совокупным продуктом шедевров различных направлений интерьерного дизайна.

Для оформления дворцовых комнат привлекались только именитые мастера того времени по направлениям:

  • дизайнерское оформление;
  • столярные элементы;
  • роспись стен, плафонов;
  • лепнина;
  • текстиль;
  • другие интерьерные работы.

Первоначальное расположение комнат и их предназначение было иным, чем в современном виде. Перестройка производилась во времена правления Николая I левой части дворца. А грандиозная реставрация правой части (восточной) дворца произошла при Николае II.

Для дворца характерно анфиладное построение помещений, при передвижении по ним обозреваются разные стили царских комнат. Каждая комната дворца оформлена обилием картин, особенно много приобреталось Николаем II в угоду своей супруге. Декор отделки стен, зеркал, атрибутики интерьера и мебель все подобрано с утонченным вкусом, добротностью и роскошью.

Известные жители и посетители

Император Александр I недолго пользовался апартаментами Александровского дворца. После восшествия на престол, он перебрался в Екатерининский. Комнатами чаще пользовались гости и приближенные императора. Сам он почти всегда был в разъездах или на войне и редко имел возможность посещать Царское Село.

Здесь провели свое детство практически все последующие императоры. Жили они тут с весны и до самой поздней осени. Играли на Детском острове, где для них был построен домик, и даже с мебелью; бродили по паркам, изучали животных, птиц и растения вместе со взрослыми. Помимо обучения наукам и светскому этикету занимались верховой ездой, рыбалкой и многим другим.

Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил в нем много времени с семьей. Они предпочитали простой уклад загородной жизни и всей семьей жили в Александровском дворце, а официальные приемы и балы проводили в Екатерининском. При нем интерьеры дворца претерпели значительные изменения. Но, после смерти дочери Николая I, великой княжны Александры Николаевны (Адини), император с семьей все реже стал появляться здесь, где каждый уголок напоминал об огромной утрате.

Наиболее продолжительное время во дворце жил император Николай II со своей семьей. При нем произошла перестройка некоторых комнат, была усовершенствована система отопления и водоснабжения. Летняя резиденция стала пригодна для круглогодичного проживания. После 1905 года, в неспокойное время для страны, император с семьей практически неотлучно жили в Царском Селе. Здесь они чувствовали себя в безопасности под охраной офицеров. Как я упоминала ранее, именно из Александровского дворца в 1917 году, после длительного домашнего ареста, вся семья была отправлена в Томбовск, а затем в Екатеринбург, где и была расстреляна. Последнюю ночь они провели в буквальном смысле «сидя на чемоданах». Уже было известно что их куда-то вывезут, но ни кто не говорил куда именно. Напоследок, уже сидя в машине, императрица перекрестила то ли своих бывших слуг то ли дворец. Больше сюда Романовы не вернулись.

Современность и устройство парка

К празднованию 300-летия Царского Села, которое отмечалось в 2010 году, в Александровском парке были проведены реставрационные работы. С января 2012 года ведутся реставрационные работы в павильоне Арсенал. Уже закончены работы в анфиладе парадных залов дворца: Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная. В 2014 году завершилась реставрация Ратной палаты, в которой разместилась музейная экспозиция, посвященная Первой мировой войне.

Сегодня в Александровском парке посетители могут увидеть отреставрированные объекты культурного наследия страны и мира, такие как скульптуры Большого Китайского моста, Трясучий (Висячий) мостик, павильон Белая башня и многие другие.

После Романовых

Как только из Александровского дворца была вывезена царская семья, началась опись интерьеров. Решено было ни чего не разрушать и не перевозить, а сделать здесь выставку, посвященную жизни последнего русского императора. Уже в 1918 году ее открыли для посетителей. Были показаны парадные залы, личные апартаменты императорской четы, коллекции произведений искусства, собранные Романовыми на протяжении многих поколений.

Музей просуществовал недолго. В скором времени было решено отдать здание под дом отдыха для сотрудников НКВД и детский дом имени Юных Коммунаров. Дело в том, что Революционное правительство давно искало место, где можно было бы разместить большое количество детей. Создать своего рода «Детское царство» в одном из пригородов тогда уже Петрограда.

На территории Царского Села разместили несколько тысяч ребятишек. С 20 ноября 1918 году город получил название «Детское Село». Дети жили в том числе и в некоторых комнатах замка.

Во время оккупации Пушкина Александровский дворец служил зданием штаба для немецкого командования. Оттого само здание практически не пострадало. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для своих офицеров. На могилах они устанавливали березовые кресты и изгороди.

Многие интерьеры были попорчены или разграблены во время оккупации, но все же в некоторых комнатах сохранились элементы отделки. После освобождения Пушкина кровлю здания восстановили, а сам дворец был законсервирован. В 1949 году сюда перевезли Всесоюзный Пушкинский музей. К этому времени был восстановлен фасад здания и наименее пострадавшие во время войны залы. С 1951 года дворец был передан Министерству Обороны. На протяжении долгого времени здесь находились научно-исследовательские организации и училища. Территория дворца стала закрытой для посетителей, ученых и работников искусства. Стены с отделкой и даже паркет были бережно закрыты доской. Ни тяжелое оборудование, ни постоянное пребывание здесь работников не испортили того, что осталось от интерьеров. В 1996 году был получен грант на Всемирного фонда памятников (WMF) на реставрационные работы. И уже в 1997 году в правом крыле дворца, где ранее находились покои императора Николая II и его жены, была открыта выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь можно было увидеть сохранившиеся предметы интерьера и вещи самого императора и членов его семьи.

К сожалению, в данный момент Александровский дворец закрыт на время для проведения реставрационных работ. На сайте музея пишут, что планируется закончить их к середине 2018 года. Это несомненно радует, так как нам откроют новые комнаты и экспозиции, познакомят с еще неизвестными фактами жизни последнего императора и его семьи.

Если же это вас не останавливает, то ниже рассказано как добраться до Царского Села, а так же карта для лучшей ориентации на местности.

Залы и интерьеры

Наиболее сохранившаяся Парадная анфилада отреставрирована в 2010 г. Она находится с южной садовой стороны здания. Анфилада залов разделена между собой перегородками, украшенными колоннами, и кажутся объединенными в одно большое пространство, разделенное на тематические зоны.

Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии

Стены залов украшены искусственным мрамором (гипс с мраморной крошкой) белого цвета. Колонны выполнены в коричнево-желтом исполнении. На сводчатые потолки нанесена роспись.

Другие особенности:

  • Полукруглый зал с полуротондой находится в середине. Поскольку это помещение дворца с наибольшей площадью, то здесь проходили официальные, праздничные мероприятия. В центре помещения установлен подарок Александре Федоровне от главы Пруссии Ф. Вильгельма III – большая ваза-канделябр. Для вазы специально произведены бронзовые цветы с углублением для свеч. В зале 2 большие картины И.К. Айвазовского. С 1913 г. был организован кинозал с «Волшебным фонарем» и большой фильмотекой о флоре и фауне участков планеты.
  • Портретный зал, название определяет функцию большой комнаты по соседству с Полукруглым залом. Еще со времен Николая I стены начали украшать портретами царственной семьи Романовых, в основном работ Ф. Крюгера. Картины достаточно больших размеров хорошо сохранены и украшены богатыми багетами под стать золоченой мебели. По углам комнаты установлены печи, между ними поместили зеркала в белых позолоченных рамах.
  • Мраморная гостиная, бывшая Бильярдная, расположена справа от Полукруглого зала. Ранее здесь был установлен большой бильярдный стол и малый «бики». В гостиной разместили сохранившиеся: малиновый гарнитур, названный по цвету обивки стульев и кресел, камин, вазы, картины, другие декорации, разостлана шкура тигра. На столиках и камине поставлены многочисленные позолоченные часы, вазы, канделябры. Установлены и напольные вазы, покрытые эмалью «бычья кровь» темного цвета.
    Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии
  • Восточный флигель разделяла царская чета Николай II и его супруга. От входа во флигель с левой стороны ряд комнат анфилады Александры Федоровны. Комнаты обставлены с любовью и тонким вкусом – она сама принимала участие в оформлении помещений. Комнаты увешаны многочисленными работами художников. Императрица любила картины, и часто ее супруг дарил понравившуюся ей живопись.

Помещения, принадлежавшие супруге Николая II

Первая комната — это гостиная императрицы для вечеринок, в центре комнаты установлен рояль, выполненный из 3 сортов деревьев. На нем любила играть талантливая хозяйка.

Как и во многих комнатах на столиках разложены вазоны, фарфоровые фигуры и другие подобные вещи:

  • Кленовая гостиная название по обилию клена в декорациях помещения, оформлена в стиле Арт Нуво с преобладанием разных оттенков зеленого цвета. Она разделена на 2 зоны красивой конструкцией с аркой и лестницей на антресоль, которая соединяла с Парадным кабинетом Николая II. В одной половине – будуар государыни здесь же хранилась большая коллекция изделий от Фаберже, в другой – детские игрушки и мебель. Большое количество комнатных растений размещены в специальных ящиках. Среди многообразия зеленого цвета и цветов семья любила пить чай.
    Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии
  • Палисандровая гостиная – с декором из дерева палисандра на каминном и стеновых панелях, обита однотонным желтоватого цвета шелком. Множество мебели, на которой установлены стеклянные, бронзовые предметы. Царская семья часто обедала в комнате.
  • Сиреневый кабинет (по цвету шелка на стенах) предназначен для занятий рукоделием или другими частными делами. Помещение заставлено мебелью слоновой кости, установлены каменные, фарфоровые фигурки.
  • Спальня довольно скромная, поражает обилие образов над кроватью в пол стены.
  • Угловая гостиная замыкает анфиладу, в ней сохранен спокойный и строгий стиль, созданный Кваренги. Стены задекорированы искусственным белым мрамором, на полу большой французский ковер. На нем стоят французские стулья, столики и другая мебель, на стенах картины. Уютно оформленная гостиная стала любимым местом обоих супругов.

Половина, принадлежавшая Николаю II

Ряд императорских комнат начинается с приемной. В ней царская семья иногда обедала. Ее предназначение принимать людей, ожидающих царской аудиенции. Стены комнаты украшены дубовыми панелями, в ней находится камин, в центре большой стол, в отдалении рабочий стол, диван, подставки под знамена, ружья.

Сохранились портреты и фото семейства Романовых, коллекция тарелок – на них в разных городах царю подносили хлеб-соль:

  • Стены рабочего кабинета выкрашены в темно-красный цвет, встроенная мебель, нижние части стены изготовлена из орехового дерева. На полках шкафов уложены исторические книги, освещающие развитие семейства Романовых, а также военной тематики. В комнате поставлен большой стол, на нем фотографии семьи и подарки императору от детей и жены.
  • Уборная Николая II носила название «Мавританская» от имеющейся перегородки в восточном стиле. Это водная и спортивная часть дворца с бассейном и турником для гимнастов. Собрана коллекция из винтовок, пистолетов, охотничьих ножей, шашек, также имеется ценный набор портсигар.
  • Парадный кабинет для совещаний с министрами оформлен в темных тонах, который придавал деловой стиль помещению. Уютная комната с красивой лестницей на антресоль, соединяющую с Кленовой гостиной государыни. Много предметов и декора, выполненного из красного дерева: потолок, стены, оконные рамы, двери, мебель – создаются ассоциации с каютой корабля. В кабинете установлены стол для бильярда, письменный стол, за которым висит большой портрет Александра III, и другие предметы мебели. На камине, полках поставлены предметы и фигуры русского, датского фарфора, фотографии, миниатюры, на полу лежит огромный ковер.
    Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии
  • Гардеробная, Камердинерская заставлены ясеневыми шкафами, в них хранились гардеробы с гражданской и военной одеждой. Установлен стол дежурного камердинера. На столе поставлен телефон, единственный на половине царя.

Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

В 1918 году в стенах Александровского дворца была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего русского императора. Позднее дворец был отдан под дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших комнатах царских детей разместился Детский дом имени Юных коммунаров. В 1932 году он был закрыт, игрушки и мебель передана в Музей игрушки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца успели эвакуировать лишь часть экспозиции: люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце находился немецкий штаб, а в подвалах – застенки гестапо. На газоне перед дворцом выросли кресты кладбища немецких офицеров.

Александровский дворец
Александровский дворец

Разрушения Александровского дворца после немецко-фашистской оккупации

В 1946 году дворец был передан Академии наук СССР под хранение коллекций Института русской литературы. Здесь же размещалась экспозиция Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В 1947-1951 годах была начата реставрация под руководством архитектора Л.М.Безверхнего (1908-1963) с целью воссоздания первоначальных интерьеров Дж.Кваренги. В результате часть интерьеров и элементов отделки более позднего времени была утрачена.

Колоннада и флигель, Александровский дворец, Царское Село
Колоннада и флигель, Александровский дворец, Царское Село

Колоннада и флигель дворца

В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а затем – военному НИИ. Коллекции дворца были переданы на хранение в Екатерининский и Павловский дворцы. Александровский дворец был обнесен колючей проволокой и закрыт для посещений. Внутрь его не могли попасть даже искусствоведы.

В 1997 году в правом крыле Александровского дворца была открыта первая музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце». Поскольку почти все покои Николая II, Александры Федоровны и их детей утратили первоначальную отделку, на стенах были установлены огромные фотообои с фотографиями царских интерьеров начала XX века, на фоне которых были выставлены предметы мебели.

Мундиры Николая II, Царское Село
Мундиры Николая II, Царское Село

Мундиры Николая II

Мундиры, Царское Село
Мундиры, Царское Село

Мундиры

В 2009 году весь дворец был передан музею. В июне 2010 года, когда отмечалось 300-летие Царского Села, были открыты после реставрации Портретный, Полуциркульный залы и Белая гостиная (Бильярдный зал).

Полуциркульный и Бильярдный залы, Александровский дворец, Царское Село
Полуциркульный и Бильярдный залы, Александровский дворец, Царское Село

Полукруглый и Бильярдный залы

Фрагмент первоначальной росписи стен в Полукруглом зале, Александровский дворец, Царское Село
Фрагмент первоначальной росписи стен в Полукруглом зале, Александровский дворец, Царское Село

Фрагмент первоначальной росписи стен в Полукруглом зале

Ваза-светильник в Полукруглом зале, Александровский дворец, Царское Село
Ваза-светильник в Полукруглом зале, Александровский дворец, Царское Село

Ваза-светильник в Полукруглом зале

Японская ваза, Царское Село, Александровский дворец
Японская ваза, Царское Село, Александровский дворец

Японская ваза

Александровский парк, Царское Село
Александровский парк, Царское Село

Реставрация Александровского дворца

Первые работы по восстановлению дворца были начаты в 1947–1951 годы. По плану тогда собирались отреставрировать старинные интерьеры архитектора Кваренги, отремонтировать элементы убранства и восстановить внешний вид комнат времени правления Николая I и Николая II. Но что-то пошло не так — и большая часть отделки гостиной и других залов были разрушены.

Лишь в 1997 году левая половина здания была немного отремонтирована. Здесь открылась выставка, посвященная жизненным вехам последней императорской семьи. Летом 2010 года были восстановлены ещё три парадных зала: Портретный, Полукруглый и Мраморный. В них были представлены многие оригинальные вещи времени императоров, в том числе, портрет императрицы Александры Фёдоровны.

В 2010 году во дворце была начала очередная реставрация, которая опять привела к разрушению нескольких конструкций здания из кирпича и камня. Осенью 2015 года Александровский дворец вновь был закрыт на ремонт, который продолжается до сих пор. По последним новостям окончание работ планируется в конце 2020 года.

Екатерининский дворец

Новый сад

Регулярная часть Александровского парка примыкает к Большому Екатерининскому дворцу. Она отличается прямоугольной планировкой аллей, бассейнов и цветников, поэтому очень похожа на французские дворцовые парки XVII-XVIII веков.

Александровский парк в Царском Селе

Павильон «Шапель»

История Нового сада началась в 1740 году, когда на месте царского Зверинца стали разбивать регулярный парк. Всеми работами руководила императрица Елизавета Петровна. Она лично нанимала садовников и стремилась, чтобы они воплощали рядом с ее дворцом самые смелые ландшафтные идеи.

В наши дни одним из входов в Новый сад служит Большой китайский мост. Красивая постройка из розового гранита появилась в 1785 году по проекту архитектора Чарльза Камерона. Изначально ее украшали фигуры четырех китайцев, но, когда известняковые скульптуры обветшали, их заменили на цинковые.

Южнее проложен оригинальный Крестовый мост. Он состоит из четырех гранитных лестниц, которые ведут к изящной китайской беседке. Стены постройки прорезаны стрельчатыми окнами и отделаны разноцветными глазурованными кирпичами.

Александровский парк в Царском Селе

Павильон Арсенал

Через регулярную часть парка тянется прямая Липовая аллея, которая составляет главную ось Нового парка. Перпендикулярные просеки делят лесной массив на четыре равных партера, и их окружает Крестовый канал. На дальнем конце Липовой аллеи находится Драконов мост, который также построен по проекту талантливого зодчего Ч. Камерона. Старинный мост украшают чугунные фигуры крылатых драконов, восседающих на массивных пьедесталах из гранита.

Самую высокую часть Александровского парка занимает насыпной холм, который называют горой «Парнас». Туристы поднимаются наверх по винтовой дороге. Летом вершину искусственного холма почти целиком загораживают тенистые кроны деревьев.

Центр соседнего паркового квадрата занимают руины Китайского театра. Экзотическое здание в восточном стиле было возведено в 80-е годы XVIII века по проекту Антонио Ринальди. При Екатерине II, Николае I и Николае II здесь давали представления и оперы. Во время артобстрела осенью 1941 года уникальное здание осталось без крыши и выгорело изнутри.

Александровский парк в Царском Селе

Белая башня

Ближе к Екатерининскому дворцу находится необычная куртина «Грибок». Такое название она получила из-за беседки с крышей, похожей на гриб. Сегодня от старинной постройки не осталось и следа. В центре сохранилась круглая поляна, и от нее отходят восемь прямых аллей.

С юга от куртины раскинулась Китайская деревня. Она появилась во времена правления Екатерины II и сейчас полностью восстановлена. Стилизованные домики с яркими загнутыми крышами превращены в элитные квартиры, где живут иностранные специалисты.

Неподалеку можно увидеть парковую постройку Большой каприз. Это искусственная насыпь из камней с арочными пролетами. На каменной стене возвышается небольшая беседка из розового мрамора в китайском стиле.

Александровский парк в Царском Селе

Большой каприз

Как добраться

Царскосельский ансамбль из парков и дворцов – это величайший памятник архитектурного искусства ХVIII в. Одним из его жемчужин является восхитительный Александровский дворец. Комплекс бывшей резиденции царей располагается в городе Пушкин – пригородный район Санкт-Петербурга, в 25 км южнее его центра. Адрес местонахождения дворца: город Пушкин, улица Дворцовая, дом 2.

Добраться из Санкт-Петербурга в город Пушкин можно несколькими видами транспорта, представлено в таблице 1.

Таблица 1:

Место отправки из С-Петербурга Вид транспорта №№ транспорта Остановка в городе Пушкин Железнодорожная станция «Детское село» до места назначения № транспорта
Автобус Такси маршрутное
Витебский вокзал, или платформа «Купчино» Электропоезд «Детское село» 371, 382 371, 377, 382
Метро «Московская» Автобус 187
Такси маршрутное 286, 287, 347
342, 545 «Царское село»
Метро «Звездная» Автобус 186
Метро «Купчино» 186, 347, 287

Время в пути от вокзала на электропоезде занимает 28-32 мин., от пункта «Купчино» – не более 20 минут. Интервал между поездами не более 20-30 мин. Остановка на станции «Детское село» находится в 20 минутах езды до остановки «Царское село». Время на поездку в такси по маршруту или автобусе до конечной остановки составляет около получаса.

Режим работы и стоимость билетов

Выходной день для всех объектов Царского села – каждый вторник, а в последнюю неделю месяца – вторник и понедельник. Дворец закрыт на восстановительные работы с 2015 г. Предположительное открытие музея – 2022 г.

Александровский дворец в Царском селе. Фото, история, режим работы, экскурсии

Можно посещать Александровский парк, расположенный вокруг дворца. В нем проводятся различные пешие экскурсии индивидуальные или групповые, стоимость нужно уточнять у организаторов. А можно купить экскурсию на электромобиле за 150 руб./чел, стоимость одинакова для всех туристов. Часы работы 11:00-18:00. Касса находится у монумента Растрелли.

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге

Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкине – достопримечательность пригородов Санкт-Петербурга. Жемчужина ансамбля – Екатерининский дворец, расположенный в 26 километрах к югу Северной столицы.

Экскурс в прошлое

В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.

На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.

В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.

Преобразования Екатерининского дворца

Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.

Здание дворца

Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.

30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.

100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Пожалуй, самой знаменитой комнатой дворца, можно назвать Янтарную комнату. Панели из янтаря были подарены Петру I прусским королем Фридрихом I в. 1717 году и установлены в Людских палатах в Летнем саду Санкт-Петербурга. По приказу императрицы Елизаветы Петровны, архитектор Б. Ф. Растрелли и мастер А. Мартелли в 1770 году перенесли Янтарный кабинет в Царское село и создали знаменитую комнату.

К сожалению, этот шедевр архитектуры XVIII века, был утерян в период Великой Отечественной войны. Многие годы велось расследование по поиску пропавшей комнаты, но найти ее так и не удалось. В 1981 году началась масштабная работа по ее восстановлению, которая завершилась только в 2003 году — экспозиция открылась к 300-летию Санкт-Петербурга. Для реконструкции был использован калининградский янтарь, работы финансировались российской и немецкой сторонами.

Парадные залы Екатерининского дворца

Первое что вас встречает — это Парадная (Главная) лестница дворца, изготовленная из белого мрамора. Это великолепное творение архитектора И. А. Монигетти. Она была выстроена на месте Китайского зала. Стены украшены вазами и блюдами из китайского и японского фарфора, также на стене висят большие часы и барометр.

Лестница украшена скульптурами «Просыпающийся Амур», а с противоположной стороны — «Спящий Амур». Стены и перекрытия украшены резной лепниной. На потолке картины «Суд Париса»,»Юпитер и Каллисто» и «Эней и Венера». Первые две были получены из коллекции Государственного Эрмитажа. Третью подарил музею житель Ленинграда.

Большой зал

Первый зал, в который вы попадаете, оставляет самые волнующие впечатления, ведь вы оказались в Большом зале дворца. Его также называли Светлой галереей — самое большое помещение. Он был предназначен для официальных приемов и торжественных балов. Зал и сегодня поражает своим богатством и красотой. Золоченная резьба, плафоны и зеркала вокруг — от всего этого дыхание перехватывает, и хочется рассмотреть и запомнить каждую частицу украшения зала.

Благодаря 13 большим окнам с каждой стороны и зеркалам между ними, архитектор Ф.-Б Растрелли смог добиться такого эффекта, что зал кажется огромным и бесконечным. Любой звук повторяется 32 раза. Это было необходимо, чтобы голос императрицы был более грозным и властным.

При реставрации зала после войны, архитекторы долго пытались восстановить данный акустический эффект. Через несколько лет он появился сам собой. Днем весь зал окутан солнечным светом, отражающемся в золоте, а вечером и ночью он утопает в свечах. Завершает картину паркет из мореного и высветленного дуба и плафон, украшающий потолок с изображениями парящих фигур. Здесь хочется вспомнить и напеть несколько нот из вальса и танцевать, кружиться в такт музыке.

На балу в Екатерининском дворце гости с нетерпением ожидали появления императрицы. И, когда двери зала открывались, взгляд их поражала золотая парадная анфилада дворца, протянувшаяся вдоль всего здания. Императрица шла сквозь эту анфиладу, вся окруженная золотом, будто оживший портрет в золотой раме.

Это был еще один гениальный замысел архитектора Ф. -Б. Растрелли, воплощенный в Екатериниском дворце. Мы много слышали о балах и маскарадах того времени, когда гуляния начинались с вечера и продолжались до самого утра. Пышное убранство дворца производило неизгладимое впечатление на иностранных гостей.

Известный факт, что императрица Елизавета Петровна была непревзойденной модницей. Она запрещала появляться на балу в одном и том же костюме два раза. У самой императрицы насчитывалось около 15 тысяч платьев в гардеробе. Балы проходили с большим размахом. Ее придворным приходилось соответствовать во всем.

Кавалерская столовая

Рядом с Большим залом располагается Кавалерская столовая. Стены её украшены картинами и резными золотыми узорами. Обеденный стол находится в центре комнаты. Он драпирован скатертью и изящно украшен лентами. Здесь представлены предметы из знаменитых орденских сервизов. В Кавалерской столовой проходили приемы для небольших групп гостей, а также небольшие балы. Она более скромна и уютна.

Белая парадная столовая

Белая парадная столовая служила для обедов императорской семьи. Здесь проводили официальные обеды, празднества с роскошной и сложной сервировкой столов, фонтанов из вина и шампанского. На стенах зала висят картины придворного художника И.Ф. Гроота. На них изображены сцены из охоты, натюрморты. Именно И.Ф. Гроот ввел такое направление в живописи как «охотничий натюрморт».

Картинный зал

В Картинном зале Екатерининского дворца собраны работы наиболее известных и талантливых западноевропейских художников XVII-XVIII вв. Особое место занимает картина «Полтавская битва», сделанная по заказу Петра I. Помещение было предназначено для дипломатических встреч и приемов. Оформлением его занимался уже выше упомянутый архитектор Ф.-Б. Растрелли. Картины подбирались по размеру и по сочетанию цветов, чтобы составить в итоге единую мозаику, покрывающую все стены зала. В годы Великой Отечественной Войны комната была полностью разрушена. Картины удалось вывезти, сохранить, а потом и вернуть.

Арабесковый зал

Арабесковый зал — один из любимых парадных залов Екатерины Великой. Декорировал его архитектор Ч. Камерон. На панно с арабесками были изображены сцены из жизни древних римлян: мужчины и женщины, мифические чудовища, сюжеты мифов и легенд. Сдержанность, изысканная простота в деталях — отличительная черта комнаты.

Малиновая и Зеленая Столбовые

Малиновая и Зеленая Столбовые комнаты были названы так из-за оригинального оформления стен. Стеклянные «столбы» украшали стены. Под стеклом была проложена цветная фольга, имитирующая драгоценный камень. В соответствии с цветом фольги комнаты и получили свои названия.

Портретный зал

В Портретном зале дворца находятся картины с парадными изображениями императорских особ. Здесь же представлено самое известное изображение Императрицы Екатерины I в ее парадном наряде и с лентой Андрея Первозванного, а также парадные портреты Натальи Алексеевны (cестра Петра I), Императрицы Елизаветы Петровны, Императрицы Екатерины II.

Царскосельский Дворец бракосочетания (бывший Запасной дворец)

От великолепного и пышного XVIII века Пушкину достался Дворец Бракосочетания №3. Он находится в здании, некогда именовавшимся Запасным дворцом. Дворец был основан как загородная резиденция Канцлера Российской империи В.П. Кочубея. После смерти этого достойного вельможи, дворец отошел во владение великого князя Николая Ивановича. С этого времени он стал известен как запасная резиденция или Запасной дворец.

Задний фасад Дворца бракосочетаний №3

Главный зал Пушкинского дворца бракосочетаний

Этот дворец был создан для размещения монархов при  невозможности их принятия в основных резиденциях и приема дополнительных гостей. Дворец начал строиться в 1817 году и возводился до 1825. Он построен в строгом классицизме без присутствия излишних элементов других архитектурных стилей. Архитекторы дворцов Романовых вообще черпали вдохновение в архитектуре итальянских вилл эпохи Возрождения.

В послереволюционные годы здание дворца использовалось для размещения Исполкома общего совета. После войны здесь разместился дом пионеров и музей. Сегодня, в этом строгом классическом здании размещается городской Дворец бракосочетаний.  Открытие дворца было приурочено к юбилею города и состоялось 24 июня 2010 года.

Дворец бракосочетаний в Царском Селе

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д.22.

Баболовский дворец

В Бабловском парке посетители могут найти еще один замечательный дворец Екатерины. Он был построен в живописном месте у Таицкого водопада по личному распоряжению императрицы. Сначала это был скорее деревянный павильон, где можно было отдохнуть во время прогулки. Затем здесь возвели каменный дворец.

Это довольно необычное сооружение, служившее скорее местом отдыха, чем дворцом. Из каждого помещения одноэтажного дворца есть свой выход в сад. Кирпичная постройка выполнена в стиле поздней английской готики. Само здание асимметрично, в центре венчается восьмигранной башней. Во дворце расположена огромная купальня с ванной, выполненной из цельного камня.

Позднее, дворцом владел князь Потемкин. Однако, расположение этой резиденции в отдалении от остальных дворцов привело к тому, что он не часто посещал ее. Во время войны, дворец был разрушен окончательно и с тех пор лежит в руинах.

Бабловский дворец в руинах

Уцелевшая ванна в Бабловском дворце

Добраться можно на электричке до станции «Детское Село» откуда сесть на любой транспорт до остановки «Красносельском шоссе, д. 65». Также можно сесть на любой маршрут от метро «Московская», «Звездная», «Купчино». 

Адрес: г. Пушкин, на территории Бабловского парка.

Источники

  • https://travelask.ru/russia/pushkin/aleksandrovskiy-dvorets
  • https://touristam.com/aleksandrovskiy-dvorets-v-tsarskom-sele.html
  • https://peterburg.center/story/aleksandrovskiy-park-v-carskom-sele.html
  • https://anashina.com/aleksandrovskij-dvorec/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pushkin/castles/12822
  • https://tzar.ru/objects/alexandrovskypark
  • https://putidorogi-nn.ru/evropa/1031-aleksandrovskij-park-v-tsarskom-sele
  • https://ArchitectureGuru.ru/ecatherine-palace-in-st-petersburg/
  • https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/pushkin/castles/4309
  • https://travelask.ru/russia/pushkin/ekaterininskiy-dvorets
  • http://pushkin-info.ru/info/60-gorod/352-dvorcy-pushkina

[свернуть]