Что такое Великая Китайская стена
Это масштабное оборонительное сооружение должно было защитить Китайскую империю от нападения кочевых племен с севера. Строительство стены велось на протяжении нескольких веков и потребовало огромных средств. Но они оправдали себя. В мире нет другого столь масштабного архитектурного сооружения. Предмет национальной гордости, оно является центром притяжения для туристов. Ежегодно на это новое чудо света съезжаются посмотреть около 40 миллионов человек.
Великая Китайская стена в фактах и цифрах
Где находится Великая Китайская стена? В Китае. Стена берет начало в городе Шаньхай-гуань и оттуда тянется змееподобными изгибами через половину страны в Центральный Китай. Конец стены находится около города Цзяюйгуань. Ширина стены примерно 5-8 метров, высота доходит до 10 метров. На участке в 750 километров Великую Китайскую стену в свое время использовали даже как отличную дорогу. Рядом со стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и крепости.
Длина Великой Китайской стены, если ее измерять по прямой, достигает 2450 километров. А общая протяженность с учетом всех извилин и веток оценивается в 5000 километров. О размерах данной постройки издревле сказываются мифы и легенды, даже говорилось, что стену можно увидеть с Луны. Но этот миф в наш век технического прогресса свободно разоблачился. Хотя из космоса (с орбиты) Китайскую стену видно, особенно если это касается спутниковых снимков. Спутниковую карту, кстати, можно будет посмотреть ниже.
История создания Великой Китайской стены
В Северном Китае еще в 3 веке до нашей эры часто случались столкновения китайского народа с хунну. Этот исторический период был назван «эпохой Воюющих Царств».
Тогда же и началось строительство Великой Китайской стены. Главная роль, которую отвели каменной конструкции, заключалась в том, что она должна была обозначить границы Китайской Империи, и объединить разрозненные провинции и области в единую территорию.
В центре китайских равнин то и дело возникали новые торговые пункты и города. И враждующие между собой и с другими соседние народы грабили и разоряли их с завидной регулярностью. В постройке стены властители той эпохи видели решение этой проблемы.
Во время правления императора Цинь Шихуанди из династии Цинь было решено бросить все силы на продолжение строительства стены. В этом масштабном историческом проекте участвовала большая часть населения, и даже армия императора.
Строили Китайскую стену во время правления данного императора 10 лет. Рабы, крестьяне, люди со средним достатком положили свои жизни, чтобы возвести конструкцию из глины и камня. Сами работы по возведению были осложнены отсутствием подъездов и дорог к некоторым участкам строительства. Люди испытывали нехватку в питьевой воде и еде, умирали от эпидемий без врачей и лекарей. Но строительные работы не прекращались.
Сначала стена строилась силами 300 тысяч человек. Но под конец ее возведения число работников достигло 2-х миллионов. Вокруг Китайской стены ходило много легенд и сказаний. Однажды императору Цинь донесли, что строительство стены прекратится после смерти человека по имени Вано. Император приказал отыскать такого, и убить его. Бедный работник был замурован в основание стены. Но строительство продолжалось еще очень долго.
Китайская стена делит Китай на юг фермеров и север кочевых народов. Во времена правления династии Мин стену укрепляли кирпичом, и возводили на ней сторожевые башни. При императоре Ваньли многие части стены перестраивались или строились заново. В народе эту стену люди именовали «земляным драконом». Потому что ее основания были высокими земляными насыпями. И ее цвета соответствовали такому названию.
Великая Китайская стена начинается в городе Шанхай-гуань, один из ее участков проходит рядом с Пекином, и заканчивается в городе Цзяюй-гуань. Данная стена в Китае является не только национальным достоянием, но и настоящим кладбищем. Кости закопанных там людей находят и сегодня.
Как оборонное сооружение эта стена показала себя не с лучшей стороны. Пустые ее участки не могли остановить врага. А для тех мест, которые охраняли люди, ее высоты не хватало, чтобы качественно отбивать атаки. Ее небольшая высота не могла полноценно защитить местность от варварских набегов. Да и ширины конструкции явно не хватало, чтобы разместить на ней достаточное количество воинов, способных полноценно сражаться.
Бессмысленная для обороны, но полезная для торговли стена все же продолжала строиться. Для ее возведения люди насильно уводились на работу. Разбивались семьи, мужчины теряли жен и детей, а матери сыновей. На стену могли отправить за малейшую провинность. Чтобы набрать туда людей проводились специальные призывы, подобные тому, как набирают воинов для армии. Люди роптали, иногда организовывались бунты, которые подавлялись армией императора. Последний бунт стал последним. Ведь после него правлению династии Мин пришел конец, и стройка остановилась.
Нынешнее правительство Китая ввело ряд штрафов за порчу достопримечательности. Это пришлось сделать из-за того, что многие туристы стремились увезти с собой кусочек Китайской стены. И естественные процессы ее разрушения только ускорялись от таких варварских действий. Хотя в 70-е годы стену предлагалось разрушать намеренно. Из-за сложившегося тогда политического мировоззрения, стена воспринималась, как пережиток прошлого.
Какой император начал строительство стены
Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.
Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства
В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.
Династия Чжоу
В отдельных исторических изданиях упоминается, что дал начало возведению стены Первый Император династии Цинь. Однако, есть информация, первые сооружения построились во время правления Династии Чжоу в 475 г. до н.э. Представители династии выстроили несколько защитных сооружений для обороны своего государства от атак северных кочевников.
Династия Цинь
Во времена правления императора династии Цинь ШиХуанДи Китай был объединен. Вследствие этого император объединил и укрепил существующие части сооружения.
Начиная с 221 г. до н. э. на строительство Великой стены пожертвовали огромное количество человеческих жизней и немало финансов.
Династия Хань
С 202 г. до н. э. бразды правления перешли в руки императора У-Ди династии Хань. За это время конструкцию достроили до Дунхуана.
Она служила защитой не только от врагов, но и защищала Шелковый путь, идущий от западных стран.
Династия Суй
В период правления династии Суй было задействовано несколько миллионов рабочих, которые взводили оборонительные сооружения в течение 28 лет. В основном работы велись на северной и западной стороне Китая.
Династия Тан
Когда пришла к управлению страной династия Тан, нападений на Китай не наблюдалось, поэтому правители не задавались целью достраивать сооружение.
В это время здесь процветали искусство и культура.
Династия Сун
Так же, как и предыдущая династия Тан, правители династии Сун уделяли большее внимание внутренним изменениям в стране и не пытались строить защитное сооружение.
Династия Цзинь
Когда к власти пришла династия Цзинь, ее представители опасались нападений кочевников и продолжили строительство стены на северных границах.
Династия Мин
В период правления династии Мин стена приняла обличие, которое можно увидеть в наши дни. Новые сооружения строили на протяжении нескольких веков. Так представители династии пытались защитить страну от нападения кочевников. Дополнительно, уже построенные части были расширены и усовершенствованы.
Архитектура новых сооружений была продумана так, что стена являлась масштабной защитой границ. Многие историки считают, что окончание работ по строительству совпадает с окончанием правления последнего императора династии в 1644 г.
Династия Цин
Представители династии понимали, что не оборонительное сооружение, а дипломатические международные отношения играют ключевую роль в жизни страны, и практически не имели отношения к строительству достопримечательности.
Наоборот, в период правления династии Цин, некоторые части сооружения были повреждены. Тем не менее в современном обществе достопримечательность считается главным историческим наследием Китая.
Что разделяет китайская стена
Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.
Из чего сделана Великая Китайская стена
Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.
Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.
Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.
В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.
Сколько лет Китайской стене
Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.
Где начинается и заканчивается стена
Большей популярностью пользуются фотографии средней части грандиозной постройки. Редкими являются кадры стартовой зоны. Официальное начало строения располагается на побережье Желтого моря, и выполнено таким образом, чтобы пеший воин или конный не смог обогнуть ее по воде – это так называемый «край Поднебесной». Такой архитектурный нюанс был продуман инженерами для защиты от внешних захватчиков. И строиться на данном участке старались максимально углубленно в воде.
Официальная длина Китайской стены
Для измерения длины Стены впервые был применён научный подход и проведена систематическая оценка. После 5 лет исследований, учёные смогли измерить длину всей стены. 5 июня 2012 г Государственное Управление по Делам Древних Памятников Культуры Китая объявило, что длина Китайской стены в километрах — 21 196.18.
Это обманчивая цифра, поскольку некоторые участки стены в разные эпохи были построены поверх или рядом друг с другом. Также в подсчёты включены отдельные участки укрепленной стены, защищающие государственные границы. То есть не только часть стены на северной границе Китая, которую обычно считают Великой Китайской стеной.
Длина Китайской стены в эпоху Династии Мин
На протяжении многих лет, при разных императорских династиях, Великая Китайская стена разрушалась, заново строилась и удлинялась много раз. Последние строительные работы проводились в эпоху правления династии Мин (1368 — 1644 гг). В то время протяжённость Китайской стены составляла более 6 000 км. Именно эту часть мы имеем в виду в наши дни, когда говорим о Великой Китайской стене.
18 апреля 2009 г Государственное Управление по Делам Древних Памятников Культуры Китая и Государственное Управление Картографии Китая объявили, что длина Великой Китайской стены времён династии Мин составляла 8 851.8 км.
Почему такие различия?
Были измерены участки Китайской стены, пролегающие через 10 провинций: Ляонин, Хэбэй, Тяньцзинь, Пекин, Шаньси, Внутренняя Монголия, Шэньси, Нинся, Ганьсу и Цинхай.
В длину Стены были включены траншеи и природные барьеры, такие как горы, реки и озёра. Фактическая длина самой стены таким образом составила более 6 200 км. Однако эта цифра включает много боковых ответвлений, которые не считаются как длина «с запада на восток».
Архитектурный стиль
Китайская Стена не просто сооружение, а объединенная система для обороны страны. На ней расположились смотровые вышки для наблюдения, крепости для командных пунктов, сигнальные башни для передачи сообщений.
В эпоху правления рода Мин в XIV-XV веке Великую Стену переделывали, чтобы она стала сильнее и лучше защищала от недругов. Это стало возможным, поскольку постоянно развивались строительные техники.
В архитектурном ансамбле можно выделить три основные сооружения:
Главная стена
Вся постройка во времена Мин имела “зубцы”, высота которых достигала почти 2 м. На них были амбразуры, бойницы и парапеты до 1,2 м.
Крепости
Их строили на важных или уязвимых участках (например, на перевалах). Одна такая цитадель стоит на перевале Шаньхай, другая — на Цзюйюн и еще на Цзяюй. Крепости были оснащены воротами и массой окон, из которых стреляли из лука. Крепостные ворота считались самыми сильными участками Стены, которые нельзя было преодолеть.
Защитные башни
Каждая вышка высотой в 500 м или немного меньше. На этих сооружениях сидели лучники и время от времени защищали Стену от атакующих врагов.
Лайфхак для туриста. На Стене организовывают вечерние экскурсии. В это время памятник освещается огоньками, которые придают великому сооружению особый облик и создают магическую атмосферу.
Структура Великой стены
Структура сооружения в разных местах отличается. Например, с северной стороны стена меньше чем с южной и имеет ступени.
Стены
Ширина основного сооружения была создана так, чтобы выполнять и функцию дороги. В нее помещалось не менее 5 человек. Специальные зубцы на стенах прятали охранников из вида врага, но в то же время давали возможность военным вести надзор за охраняемыми участками.
Сигнальные башни
Каждая сигнальная башня была видна из следующей, которая находилась от нее на расстоянии примерно 183 м. Некоторые достигали высоты более 12 м. С их помощью оповестить штаб о нападении врага можно было в течение суток. В дневное время запускались дымовые шашки, а в ночное – зажигались сигнальные огни.
Во время правления династии Мин существовала особая система предупреждения. Например, если кочевников было мало, не больше 100 человек, пускали 1 дымовую шашку и 1 пушечный залп, при увеличении врагов до 500 человек, пускали уже 2 шашки и 2 залпа и так далее.
Бастионы
В некоторых местах Великая стена укреплена бастионами — защитными фортификационными сооружениями.
Заставы
Главные части сооружения застроены специальными постройками – заставами. Они были выстроены в ущельях, в местах, которые не требовали активной защиты. Заставы были расположены на высоки горах или глубоких лощинах и помогали сдержать атаку врага относительно небольшими силами. На территории стены их насчитывается более 1000.
Толщина Китайской стены
Толщина строения – величина непостоянная, внутренняя ширина главной китайской достопримечательности изменяется от пяти до восьми метров. Внешняя сторона ВКС обрамлена «зубцами», выполненными из кирпичей. Внутренняя стена защищена барьером высотой 0,9 метра.
Исторический факт: большая ширина китайской достопримечательности обусловила превращение одного из участков стены в дорогу протяженностью примерно 466 миль.
Высота исторической ценности
Средняя величина этого параметра составляет 6 метров, однако в отдельных местах защитные стены достигают 10 метровой высоты.
Сколько кирпичей использовано
Разрозненные китайские царства, существовавшие в период создания единого государства (период воюющих царств), для охраны своих границ возводили оборонительные сооружения. Император Цинь Шихуанди объединил существующие стены со вновь возводимыми.
Часть укреплений возводили из земли – эти заградительные участки являлись наиболее уязвимыми местами постройки и до наших времен не сохранились. Впоследствии для создания оборонительных сооружений стали использовать присыпанные землей блоки из камня.
Во времена династий Хань и Мин стены строили из каменных блоков и кирпичей, которые соединяли с помощью клейкого состава, содержащего:
- рисовый клей;
- гашеную известь.
Один из мифов, связанных с китайской достопримечательностью, утверждает, что клей сделан не из риса, а из перемолотых человеческих костей. На самом деле это не так.
Один из участков, возведенных при династии Хань, сделан из дерева и представляет собой полдюжины бревенчатых слоев, между которыми находится тонкая прослойка каменного крошева.
Сегменты ВКС, которые строили из кирпичей, оказались наименее подвержены влиянию времени. К XXI столетию нашей эры более 74% от общего размера архитектурного чуда серьезно повреждено, а в первоначальном состоянии сохранилось всего около 8% крепостных стен.
Великая Китайская Достопримечательность – очень длинное сооружение. Поэтому точно ответить на вопрос «сколько кирпичей было использовано» чрезвычайно сложно.
Существует легенда, связанная со строительством перехода Цзяюй на участке Бадалин. Один из мастеров, занятых на великой стройке, поспорил с чиновником. Мастер утверждал, что с легкостью определит, какое количество кирпичей необходимо для возведения объекта. Число, названное мастером, было равно 99,999 тысячам кирпичных блоков.
Когда строительство перехода было завершено взорам чиновников был предъявлен один «лишний» кирпичный блок. Мастер сообщил, что все правильно – по его расчетам этот кирпич следовало поместить над входом в башню для привлечения удачи всем прошедшим под ним.
Участки Великой Китайской стены
Для туристов оборудована и на постоянной основе доступна лишь небольшая часть Великой Китайской стены. На массовый туризм рассчитаны отреставрированные участки вблизи Пекина.
Бадалин
Участок Бадалин построен при династии Мин, комплексно отреставрирован при Мао Цзэдуне. Это первый участок Великой Китайской стены, открытый для свободного посещения. Протяженность — около 50 км. Таким образом, туризм на Бадалине развивается с 1957 года, и сейчас это известный и самый посещаемый участок, в том числе и благодаря своему расположению — всего в 70 км от Пекина, соединен со столицей автобусными и железнодорожными экспрессами.
Мутяньюй
Это второй приближенный к Пекину (около 80 км от центра города) и тоже весьма популярный участок Великой Китайской стены, длина — 2,2 км. Мутяньюй располагается за районом Хуайжоу, связан с Jiankou на западе и Lianhuachi на востоке. Фундамент этого участка старше Бадалина: первая стена построена еще в VI веке при Северной Ци, на сохранившейся основе строилась стена династии Мин. В 1569 Мутяньюй восстановили, участок отлично сохранился до наших дней, находится в живописном окружении лесов и ручьев. Еще одна особенность Мутяньюй — большое количество лестничных участков.
Стоимость входа — 40 CNY, для пожилых людей от 60 лет и детей ростом 1,2–1,4 м — 20 CNY. Детям ниже 1,2 м — бесплатно.
Режим работы: вторая половина марта — середина ноября с 7:30 до 18:00 (в выходные — до 18:30), остальные дни года — с 8:00 до 17:00.
Симатай
Участок Симатай длиной 5,4 км располагается в 145 км от центра Пекина. В западной части этого отрезка хорошо сохранились 20 сторожевых башен. Восточная стена отличается крутым уклоном, что обусловлено пересеченной местностью со скалами. Общее количество башен в Симатае — 35.
На Симатае меньше реставрационного новодела, но и маршрут сложнее. Особый интерес представляют башни; Небесный мост — участок шириной до 40 см; Небесная Лестница — подъем под углом 85 градусов. Самые экстремальные участки закрыты для туристов.
Входная плата — 40 CNY для взрослого, 20 CNY для ребенка ростом 1,2 — 1,5 м. Бесплатно — детям ниже 1,2 м.
Часы работы (дневные и вечерние смены): апрель—октябрь — с 8:00 до 18:00 и с 10:00 до 22:00; ноябрь — март — с 8:00 до 17:30 (в выходные — до 21:30) и с 17:30 до 21:30.
Губейкоу
В основном «дикий» и не восстановленный отрезок стены в районе Губейкоу в 146–150 км от Пекина. Построен при династии Мин на фундаменте древней стены VI века, с XVI века больше не перестраивался, сохранил аутентичный облик, хотя и не столь впечатляющий, как на Симатае и Джиншалине.
Городом Губейкоу стена в этом районе разделена на две части — Wohushan (4,8 км, главная достопримечательность — «Башни-сестры») и Panlongshan (около 5 км, примечательна «24-глазая башня» — с 24 наблюдательными отверстиями).
Джиншалин
Располагается в горном районе уезда Луаньпин, в 156 км от центра Пекина по автодорогам. Джиншалин связан с Симатаем на востоке и Мутяньюем на западе.
Длина стены Джиншалина — 10,5 километров, она включает 67 башен и 3 сигнальные вышки.
Начальный участок стены отреставрирован, но ее общее состояние близко к естественному, постепенно ухудшается.
Плата за вход: с апреля по октябрь — 65 CNY, с ноября по март — 55 CNY.
Режим работы: с апреля по октябрь с 6:00 до 18:00, с ноября по март с 7:00 до 17:00.
Хуанхуачен
Хуанхуачен — единственная приозерная часть Великой Китайской стены в окрестностях Пекина. Расстояние от центра города — около 80 км. Это интересный хайкинговый маршрут, особенно живописный летом. Стена у озера Хаоминь строилась с 1404 года на протяжении 188 лет. Сейчас этот отрезок достигает 12,4 км, местами сегменты каменной кладки стены погружены в воду.
Плата за вход — 45 CNY. Детям до 1,2 м — бесплатно.
Часы работы: с апреля по октябрь в будни — с 8:30 до 17:00; выходные, 1-7 мая и 1-7 октября — 8:00-18:00; с ноября по март — с 8:30 до 16:30.
Перевал Хуанья
Хуаньягуан, или перевал Хуанья, построен вдоль гор, протянулся на 42 км от General Pass в Пекине до Malan Pass в Хэбэе, изначально включал 52 сторожевые башни и 14 сигнальных вышек. Однако из-за отсутствия ремонта большая часть этой стены разрушена. С 2014 года удалось отреставрировать около 3 км сооружения и 20 башен. В числе достопримечательностей — Вдовья башня, древняя часть стены эпохи династии Северная Ци в конце лестницы Ханья Скай, а также Музей Великой Стены.
Расстояние до Хуаньягана от центра Пекина — около 120 км.
Входная плата — 65 CNY. Детям от 1,2 до 1,5 м — 35 CNY Детям до 1,2 м — бесплатно.
Открыто для туристов с 7:30 до 18:00.
Шаньхайгуань
Знаковая часть стены: именно здесь находится один из ее концов — «Голова дракона», уходящая в Желтое море. Располагается в 15 км от Циньхуандао и в 305 км от Пекина.
План крепости Шаньхайгуань имеет форму квадрата периметром около 7 км (4,5 мили) с воротами на каждой стороне. Восточная стена была главной линией обороны перевала, известна как «Первый проход под небом».
Вход в Старый город в крепости, музей Великой Китайской стены — бесплатно. «Первый проход под небом» — 40 CNY с мая по октябрь, 15 CNY с ноября по март.
Режим работы — с 7:00 до 18:00 в период май — октябрь, с 7:30 до 17:00 с ноября по апрель. Музей работает с 8:00 до 17:00.
Участки стены из фиолетового мрамора
Крепостные сооружения из фиолетового мрамора в составе Великой Китайской стены считаются самыми прочными и красивыми. Они возведены из мрамора, добытого на местных месторождениях. Два участка находится близ города Цзянъань, еще один — в горах Янышан. Проверить информацию на практике едва ли получится: перечисленные стены закрыты для массового туризма.
Китайская стена — Сколько провинций охватывает
Были измерены все известные участки Великой Китайской стены: это все участки, построенные семью Воюющими Государствами (475-221 гг до н.э.) и, по крайней мере, семью династиями от Цинь до Мин (221 г до н.э. – 1644 г н.э.) в 15 провинциях: Пекин, Тяньцзинь, Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Шаньдун, Шаньси, Шэньси, Хубэй, Внутренняя Монголия, Нинся, Ганьсу и Цинхай. Измеренная длина включает 43 721 исторический объект: траншеи, башни, крепостные стены и др.
Мы расскажем также о том, Какой участок Китайской стены лучше посетить.
Из чего строили Великую стену
Вначале возведение стены осуществлялось из очень примитивных средств. Устанавливались специальные щиты, изготовленные из прутьев и тростника, а между ними утрамбовывались слоями глина, щебень и другие доступные материалы. В некоторых местах укладывался камень, который высушивался на солнце.
Спустя несколько столетий для строительства применяли плиты, выточенные из камня. Их плотно ставили друг к другу на спрессованный участок земли, который заготавливался ранее.
До нашего времени сохранились участки, которые были возведены во время правления династии Мин. Их царствование пришлось на 1368-1644 годы. В то время строительство велось из блоков и кирпичей, в связи с чем конструкция получилась надежной и крепкой. За этот промежуток времени она увеличилась в размерах и дошла до границы Ганьсу.
Сколько кирпичей использовано
Никому неизвестно, сколько использовано было кирпичей во время строительства Великой Китайской стены. Местные жители разграбляли постройку и использовали ее части в своих целях. Явно одно – грандиозный монумент может бесследно исчезнуть в ближайшие 15-20 лет. Если верить последним исследованиям, то участок стены, находящийся в провинции Ганьсу, будет разрушен в течение 5 лет. И этот срок указан не случаен, так как плохие погодные условия, бездействие властей уже ведут к этому. Помимо коренных, свой «вклад» вносят и туристы. До 2005 года была достаточно популярной традиция привести домой из путешествия кусочек Великой Китайской стены.
Внимание! В настоящее время чиновники строго следят за ее сохранностью, и если иностранцы попытаются вытащить кирпич «на память», то это будет считаться административным нарушением, за который положен штраф в 5000 юаней (больше 700 долл).
Причины строительства Великой Китайской стены
В период Сражающихся царств (с V до II века до н. э.) крупные китайские царства с помощью захватнических войн поглощали более мелкие. Так начинало формироваться будущее единое государство. Но пока оно было разрозненным, отдельные царства подвергались набегам древнего кочевого народа хунну, который приходил в Китай с севера. Каждое царство строило защитные ограждения на отдельных участках своих границ. Но в качестве материала служила обычная земля, поэтому оборонительные укрепления со временем стерлись с лица земли и не дошли до наших времен.
Император Цинь Шихуанди (III век до н. э.), ставший во главе первого объединенного царства Цинь, дал начало строительству защитно-оборонительной стены на севере своего владения, для чего возводили новые стены и сторожевые башни, объединяя их с уже существующими. Назначением возводимых построек была не только защита населения от набегов, но и обозначение границ нового государства.
Кто участвовал в строительстве
В 210 году до н. э. был дан старт возведению стены, и это продолжалось до 1640 годов, с небольшими перерывами. За это время менялись способы возведения укреплений, старые участки проходили реконструкцию. Например грубые и необтесанные камни в разных частях были заменены на более совершенные каменные плиты и глиняные кирпичи.
Сколько людей строило стену, а также сколько из них погибло здесь посчитать невозможно. В Китае существует поверье – «число погибших равняется количеству кирпичей во всей конструкции». Исследователи предполагают, что более 1 млн людей было задействовано на грандиозной стройке. Тех, кто умирал во время работы, либо был казнен в качестве наказания, зарывали у основания земляного вала. Спустя годы археологи, ведущие раскопки на месте строительства, находили большое количество человеческих останков.
Также существует легенда о том, что император Шихуанди (259-210 до н. э.) в свое время получил предсказание от придворного мага. В нем говорилось, что строительство Великой Китайской стены завершится после того, как у ее основания будет захоронено 10 тыс. жителей Поднебесной. Но также этого всего можно было избежать, если обойтись захоронением человека с именем Ван. Император так и поступил. Был найден человек с подходящим именем, а затем замурован в стену. Но решив наверняка исполнить предсказание, им был отдан приказ на последующее захоронение всех погибших во время стройки людей в монументе.
Интересный факт! Считаясь самым популярным памятником в Китае, Великая Китайская стена не изображена на валюте этой страны. Почему так сделано, доподлинно неизвестно, но существует мнение, что таким образом власти хотели привлечь сюда туристов. И эта схема работает.
Что разделяет Великая Китайская стена
Большой интерес у исследователей вызывает географическое положение стены. С ее помощью происходит разделение Китая на 2 части – южную и северную. Кочевники, которые совершали набеги с севера, приносили неудобства земледельцам, что и вызвало по сути начало строительства оборонительного сооружения. В настоящее время ученые подтверждают эту теорию.
Помимо того стена использовалась и для других целей. В первую очередь это была так называемая «пограничная застава». Затем на различных участках присутствовали специальные подразделения, которые занимались миграционными проблемами. В случае ведения войны на сторожевых башнях зажигалось пламя, и таким образом информация передавалась на длительные расстояния за очень короткий срок.
Сколько лет и как строили стену
Для возведения Великой Китайской стены была задействована пятая часть всего населения страны, это примерно миллион человек за 10 лет основного строительства. В качестве рабочей силы использовали крестьян, солдат, рабов и всех преступников, направляемых сюда в качестве наказания.
Учитывая опыт предыдущих строителей, в основание стен стали укладывать не утрамбованную землю, а каменные блоки, присыпая их грунтом. Последующие правители Китая из династии Хань и Мин тоже расширяли линию обороны. В качестве материалов уже использовали каменные блоки и кирпичи, скрепленные рисовым клеем с добавлением гашеной извести. Именно те участки стены, которые были построены при династии Мин в XIV–XVII веках, достаточно хорошо сохранились.
Процесс строительства сопровождался многими трудностями, связанными с питанием и тяжелыми условиями труда. Одновременно нужно было накормить и напоить более 300 тыс. человек. Это не всегда удавалось своевременно, поэтому человеческие жертвы исчислялись десятками, даже сотнями тысяч. Существует легенда, что во время постройки всех умерших и погибших строителей укладывали в основание сооружения, поскольку их кости служили хорошим скреплением камней. В народе постройку называют даже «самым длинным кладбищем в мире». Но современные ученые и археологи опровергают версию о массовых захоронениях, вероятно, большинство тел погибших отдавали родственникам.
Ответить на вопрос, сколько лет строили Великую Китайскую стену, однозначно нельзя. Объемное строительство велось в течение 10 лет, а с самого начала до последней достройки прошло около 20 столетий.
Разрушение и реставрация стены
Практически все монархи старались сохранить стену и придать ей величие, но были и такие, при которых она разрушалась. Правление династии Цин, приходившее на 1644-1911 годы, оставило самый печальный след в истории грандиозного сооружения. Время и погодные условия, отсутствие реставрации привели к тому, что она почти исчезла с лица земли. Особого внимания лишь заслужил участок под названием «врата в столицу» и главная площадь, находившиеся рядом с главным городом страны и оттого поддерживавшиеся в порядке.
В настоящее время места, удаленные от туристических направлений, продолжают находиться в отвратительном состоянии. На каких-то из них строят шоссе, железные дороги. Местное население продолжает использовать части монумента в качестве строительного материала для своих нужд. Также страдают стены от проделок вандалов – они портят покрытие своими граффити. Поэтому некоторым участкам может прийти конец. Чтобы частично это предотвратить, правительство выделило определенные площади стены для любителей граффити. Чтобы нанести на них изображение, нужно состоять в местном клубе художников.
Интересный факт! На территории Китая имеется рынок, на котором подпольно продаются кирпичи из Великой Китайской стены. Стоимость варьируется в районе 50 юаней, но можно даже поторговаться. Но никто не дает гарантий его оригинальности. Также можно осуществить такую покупку онлайн.
Видно ли стену из космоса?
Перечисляя интересные факты об этой постройке, часто все упоминают, что Великая Китайская стена – единственное рукотворное сооружение, которое видно из космоса. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
Предположения, что одну из главных достопримечательностей Китая должно быть видно с Луны, излагались еще несколько веков назад. Но ни один астронавт в докладах о полетах не сделал сообщения, что он ее разглядел невооруженным глазом. Считается, что глаз человека с такого расстояния способен различить объекты, диаметр которых более 10 км, а никак не 5-9 м.
С Земной орбиты тоже невозможно ее увидеть без специальной аппаратуры. Иногда объекты на фото из космоса, сделанные без увеличения, принимают за очертания стены, но при увеличении оказывается, что это реки, горные хребты или Великий канал. А вот через бинокль в хорошую погоду стену можно разглядеть, если знать, куда надо всматриваться. Увеличенные фотографии со спутника позволяют увидеть ограду по всей длине, различить башни и повороты.
Вид с земной орбиты
Некоторые астронавты сообщали, что видели Китайскую стену из космоса. В качестве доказательств предъявлялись фотографии, на которых была видна извилистая линия. Однако впоследствии было доказано, что на фото запечатлена одна из рек.
Китайско-американский астронавт, Лерой Чиао, сфотографировал строение с борта МКС. Фотографию сопровождает комментарий: «Стену можно увидеть при идеальных погодных условиях, знаниях о ее расположении и наличии хорошей фотокамеры».
Вид с Луны
Увидеть архитектурное чудо со спутника нашей планеты тем более невозможно. Человеческое зрение позволяет рассмотреть со спутника на земной поверхности только контрастный к фону объект, ширина которого составляет больше десяти километров.
Среди пользователей сети есть люди, утверждающие, что смогли найти ВКС с помощью популярного поискового сервиса Гугл карты. Это действительно так. Возможности Гугл мэпс позволяют достаточно подробно рассмотреть стену и ее башни, которые расположены друг от друга на расстоянии полета стрелы (200 метров).
Отношение китайцев к данному сооружению
В разные периоды строительства и реконструкции стены люди поднимали восстания, так как их силы были на исходе. Стражники легко пропускали врага через стену. А в некоторых местах охотно брали взятки, чтобы не лишиться жизни при набегах противников.
Люди поднимали бунты, не желая строить бесполезную конструкцию. Сегодня в Китае стене придают совсем иное значение. Несмотря на все провалы, трудности и неудачи, возникавшие при строительстве, стену считают символом стойкости китайского народа.
Современные китайцы относятся к стене по-разному. Кто-то испытывает при виде нее священный трепет, кто-то запросто может бросить мусор возле этой достопримечательности. Большинство же испытывают к ней умеренный интерес. Но на групповые экскурсии на стену китайцы ездят также охотно, как и иностранные туристы.
Мао Цзэдун в своей книге писал, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем. На небольших участках стены ежегодно устраиваются марафоны бегунов, проводятся экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.
Современное состояние и туристическая привлекательность
Большая часть ограды сегодня нуждается в полной или частичной реставрации. Особенно плачевное состояние на северо-западном участке в уезде Миньцинь, где мощные песчаные бури разрушают и засыпают каменную кладку. Большой урон постройке наносят сами люди, разбирая ее составляющие на строительство своих домов. Некоторые участки в свое время были снесены по приказу властей, чтобы освободить место для строительства дорог или деревень. Современные художники-вандалы разрисовывают стену своими граффити.
Осознав привлекательность Великой Китайской стены для туристов, власти крупных городов реставрируют близкорасположенные к ним части стены и прокладывают к ним экскурсионные маршруты. Так, возле Пекина имеются участки Мутяньюй и Бадалин, которые стали чуть ли не главными достопримечательностями в столичном регионе.
Первый участок находится в 75 км от Пекина, вблизи города Хуайжоу. На участке Мутяньюй отреставрирована часть длиной 2,25 км с 22 сторожевыми башнями. Участок, находящийся на гребне хребта, отличает очень близкая постройка башен друг к другу. У подножия хребта расположена деревня, где останавливается личный и экскурсионный транспорт. Добраться до вершины хребта можно пешком или с помощью фуникулера.
Ближе всего к столице расположен участок Бадалин, их разделяют 65 км. Как добраться сюда? Можно приехать на экскурсионном или рейсовом автобусе, на такси, частной машине или железнодорожном экспрессе. Протяженность доступного и отреставрированного участка – 3,74 км, высота около 8,5 м. Осмотреть все интересное в окрестностях Бадалин можно во время прогулки по гребню стены или из кабинки канатной дороги. Кстати, название «Бадалин» переводится как «дающий доступ во всех направлениях». Во время Олимпийских игр 2008 года возле Бадалин находилась финишная черта групповой шоссейной велогонки. Ежегодно в мае устраивается марафон, на котором участникам нужно пробежать 3800 степеней и преодолеть подъемы и спуски, пробегая по гребню стены.
Почему разрушается наследие предков?
На протяжении трех императорских «царств» подряд Китайская стена строилась и неоднократно перестраивалась. Ее возводили при правлении династий Цинь, Хань и Мин. Каждая династия привносила что-то новое в облик сооружения, предавая возведению конструкции новый смысл. Строительство завершилось в эпоху правления Мин. Возведение стены послужило одним из поводов к масштабному восстанию, в ходе которого последний представитель династии был свергнут с трона.
На сегодняшний день, даже современные строительные технологии и инновации не могут остановить разрушение огромного сооружения. Некоторые участки стены обваливаются сами из-за воздействия ливней, солнца, ветров и времени.
Другие же разбирают местные жители, чтобы использовать материалы для строительства деревень. Наносят урон стене и туристы. Нередко встречаются отрезки стены, изрисованные граффити. Из сооружения вытаскиваются камни и другие части.
Кроме того, некоторые отрезки Великой Китайской стены находятся так далеко от городов и населенных пунктов, что следить за их состоянием просто некому. Да и затратное для экономики дело никак не вписывается в современный китайский бюджет.
Великая стена производит впечатление органично вписанного в ландшафт сооружения. Она как бы сливается с деревьями, холмами и степями вокруг, никак не нарушая красоту мест, где она пролегает. Ее краски – это оттенки земляные и песчаные оттенки. Если смотреть со стороны, то создается впечатление, что сооружение, как хамелеон, подстраивается под все оттенки зелени вокруг, и растворяется среди древесных палитр местной растительности.
Эта достопримечательность имеет множество каналов и ответвлений. Ее история полна тайн, трагедий и загадок. А сама конструкция не отличается инженерными изысками. Но тот смысл, который заложен в этот символ сегодня, позволяет сказать, что китайский народ не знает себе равных в труде и упорстве. Ведь для возведения данного сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.
В настоящее время – более 30% Китайской стены утрачено
В силу естественной эрозии и человеческих факторов, около 2000 километров (или 30% Китайской стены периода правления династии Мин) исчезло. Участки Стены, построенные во времена, предшествующие династии Мин, разрушены в ещё большей степени.
Мероприятия по сохранению стены
Правительство Китая всячески пытается сохранить великое наследие своей страны. Информацию о ценности достопримечательности пытаются донести как гостям государства, так и местным жителям.
Руководство страны проводит определенные мероприятия по охране и сохранности сооружения с помощью издания новых законов и дополнительного финансирования ее реконструкции и содержания. Местных жителей настоятельно просят высаживать деревья вблизи сооружения, чтобы не допускать эрозии, а туристов поддерживать чистоту на территории Великой стены и не портить покрытие.
Музей Великой Китайской стены
Музей, посвященный Великой Китайской стене, расположен в Бадалине уезда Яньцин города Пекина. Его открытие состоялось в 1994 году 6 сентября. В нем представлена демонстрация истории возведения, весь путь создания стены от древности до наших дней. Визуально он напоминает часть Великой стены, и полностью характеризует его как серьезное произведение искусства. В музее извилистые коридоры, которые повторяют изгибы памятника. Также имеются смотровые вышки, бойницы и многое другое.
На выставке представлены предметы быта, которые были найдены во время археологических раскопок, что проводились возле стены. Все они представляют историческую и культурную ценность.
Помимо этого здесь есть современный зал, внутри которого с помощью современных технологий воссоздаются сцены битв, что имели место на стене в свое время. Также посетителям доступен выставочный зал, где располагается карта со всеми ответвлениями и параметрами сооружения.
Грандиозный размах и великолепие творцов поражают воображение практически любого человека, который находится возле этого памятника истории. Самый узнаваемый символ страны, он переплетается с их культурой, и заставляет восхищаться этим чудом света. Несмотря на возраст людей, посетивших ее – Великая Китайская стена открывается для каждого человека по-своему. В настоящее время Китайская Народная Республика прикладывает все силы для сохранения памятника, который стал их национальной визитной карточкой.
Какой участок лучше посетить?
Исходя из фантастической протяженности стены, она проходит через девять провинций. Экскурсоводы рекомендуют посещать лишь пять из них, которые находятся вблизи Пекина.
Как добраться до Великой Китайской стены
Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:
- поехать с экскурсией
- добраться на такси
- воспользоваться железнодорожным экспрессом
Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней.
Автобусные экскурсионные туры
Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.
Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень. Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.
Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 юаней (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.
Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.
Поездка на такси
Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.
Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней. Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.
На железнодорожном экспрессе до Бадалина
Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине. Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».
Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.
Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.
Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого. На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.
Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.
Время посещения
Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.
Название участка | Режим работы в высокий сезон (апрель-октябрь) | Режим работы в низкий сезон (ноябрь-март) |
Бадалин | 6.40-18.30 | 6.40-18.30 |
Мутяньюй | 17.30-18.00
(в выходные до 18.30) |
8.00-17.00 |
Симатай | 8.00-22.00 | 8.00-21.00 (в выходные до 21.30) |
Шаньхайгуань | 7.00-18.00
Музей работает с 8.00 до 17.00. |
7.30-17.00
Музей работает с 8.00 до 17.00. |
Легенды Великой Китайской стены
Великолепие одного из самых узнаваемых символов Китая позволяет проникнуться не только национальной гордостью и грандиозными проектами китайской культуры, но и изобретательностью и уникальностью древней архитектуры.
Во время строительства Китайской стены родилось множество легенд и мифов, например, Легенда о плаче Мэн Цзян Нюй – грустная, но романтичная история любви, появившаяся во времена династии Цинь.
Интересные факты
- строители применяли клейкую кашу из риса с примесью гашеной извести для укладки каменных блоков стены;
- великая китайская стена заслуженно носит название самого длинного кладбища в мире;
- сооружение является одним из самых популярных достопримечательностей в мире среди туристов, которых ежегодно приезжает около 40 млн человек;
- строительство длилось около 2 тысяч лет. первые фрагменты были возведены еще в 8 веке до нашей эры;
- первым европейским жителем, посетившим стену, стал житель Португалии в 1605 году;
- в процессе возведения сооружения китайские рабочие сделали изобретение, которым активно пользуются и современные люди. Это устройство для перевозки земли или попросту – тачка;
- из-за внушительных масштабов уход за стеной требует огромных усилий. На сегодняшний день две организации взяли на себя заботу о постройке.
Заключение
Китайская стена – символ современного Китая, известный повсеместно. Ученые и археологи задаются множеством вопросов о причинах возведения этого строения с причудливыми изгибами стен, взбегающих по крутым горным отрогам и спускающимся в глубокие ущелья. Архитектурное чудо по-прежнему хранит свои тайны и не спешит делиться ими с исследователями.
- https://mykitai.ru/otdyh/dostoprimechatelnosti/velikaya-kitajskaya-stena.html
- https://1chudo.ru/kreposti/12-
- https://MyChinaExpert.ru/velikaya-kitajskaya-stena/
- https://touristam.com/velikaya-kitayskaya-stena.html
- https://MigrantVisa.ru/chto-posmotret/velikaja-kitajskaja-stena-kakaja-protjazhennost-v-kilometrah-i-shirina/
- https://www.chinahighlights.ru/greatwall/fact/great-wall-length.htm
- https://puteshestvovat.com/great-wall-of-china-in-china
- https://KitayGid.ru/dostoprimechatelnosti/velikaya-kitajskaya-stena
- https://www.tourister.ru/world/asia/china/city/beijing/placeofinterest/2121
- https://www.miroworld.ru/velikaya-kitajskaya-stena/
- https://www.chinahighlights.ru/greatwall/
- https://horosho-tam.ru/kitai/velikaya-kitaiskaya-stena
- http://chinaed.ru/dostoprimechatelnosti/velikaya-kitayskaya-stena.html