Ремесло переписи для светских целей появилось во Франции с 13-го века. То есть, сразу после основания Парижского Университета. Все, кто создавал и продавал рукописи, были единой командой под названием «Университетских присяжных переписчиков книг» (Clerics en librairie juries de L’Université). В Париже 12-го века было 8 продавцов книг, 17 переплётчиков и 24 переписчика. Университет наблюдал за их работой, ставил цены, назначал наказания. В 1323-м году книготорговцами могли быть только те, кто выдерживал экзамен и вносил сто ливров залога в знак своей репутации. Спрос на книги превышал предложение, хотя книги могли позволить себе далеко не все.
В 17-м веке Людовик Тринадцатый создал Регламент для книготорговли и книгопечатания (Règlement sur la Librairie et l’Imprimerie du 9 juillet). Результатом его стало сокращение членов университетской организации клерков до восьмидесяти. Вдобавок чтобы стать членом книжной организации (типографщиком, торговцем, переплётчиком) нужно было знать:
— обычаи книжной торговли
— латынь, греческий и французский языки.
И вдобавок иметь семь лет практики за плечами в это сфере. Нормальные требования, да? Регламент до мелочей диктовал всё что касалось книжной торговли. Продавцов книг было всего восемьдесят, типографщиков — тридцать шесть. Это в Париже. В остальных городах количество тоже было реглментировано. Все эти люди считались членами университета. И политика такого ограничения продолжалась достаточно долго.
На заглавном фото — магазин «Шекспир и Компания». Изначально магазина было два. Но один из них, открытый в 1919-м году Сильвией Бич, а в 1922-м году перенесённый с улицы Дюпюитрен на улицу Одеон, был закрыт в 1940-м году во время Второй Мировой Войны. В 1951-м году магазин «Лё Мистраль» был открыт Джоном Уитмэном. Магазин быстро стал безумно популярен в богемном Париже как основа литературной культуры. Здесь бывали Уильям Сьюард Берроуз, Аллен Гинсберг и другие писатели. В 1964-м году Уитмен переименовал магазин в «Шекспир и Компания». Сразу после смерти Сильвии Бич. Это было сделано в память о настоящем магазине. Здесь есть тринадцать спальных мест, и хозяин говорит, что с момента открытия здесь оставалось ночевать 40 000 человек. Сегодня магазином заправляет дочь Джона Сильвия Бич Уитмен. По воскресеньям тут пьют чай и общаются с писателями.
Одна мысль про “Книжный Париж”