Сикстинская капелла Микеланджело, Ватикан: фрески, потолок, автор

История

На месте капеллы стояла домовая церковь «Капелла Маджоре» (итал. «Cappella Maggiore»), что в переводе означает «Главная капелла».

В Средневековый период здесь собирался папский двор, в который входило около двухсот кардиналов, представляющих разные религиозные титулы и аристократические семейства.

Руины стен были снесены, и под руководством Папы Сикста IV в период с 1473 по 1481 года была возведена Сикстинская капелла, названная в честь основателя.

Понтифик укрепил постройку в оборонных целях, опасаясь нападения с двух сторон: флорентийской республики Синьории Медичи и войск Османского султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха).

Папа Сикст IV - иллюстрация

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;

Сикстинская капелла в Ватикане

Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок — около 11 месяцев — было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная — историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.Страшный Суд

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.Потолок Сикстинской капеллы

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы — это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.Фрески в Сикстинской капелле

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков — ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.Фрески Микеланджело Буонаротти

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.Оформленные стены капеллы

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.Фрески в Ватикане

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды — в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Архитектура

Проектированием сооружения занялся итальянский архитектор Баччо Понтелли, а самим процессом строительства руководил знаменитый архитектор Джордже де Дольчи.

Архитектура здания имеет крепостной тип, характерный для архитектурных направлений в Риме XV века.

Сооружение было возведено на фундаменте предыдущей постройки – домовой церкви.

Как внешне выглядит капелла?

Прямоугольное кирпичное здание с шестью арочными окнами на каждой стороне стен, покрытых сводчатым потолком.

Церковь имеет 3 этажа:

  • первый этаж – основание с толстыми и высокими стенами;
  • второй – имеет стрельчатые оконные отверстия;
  • третий служил караульным помещением, поэтому здесь располагалось много бойниц, служивших для огнестрельной обороны.

Вход в храм один – через Апостольский дворец. Других дверных проемов в здании нет, на верхнем ярусе расположены лишь анфилады арочных окон высотой в шесть футов.

Снаружи часовня имеет неприметный вид, но, войдя в неё, глаза разбегаются от потрясающей красоты росписей.

Фортификационное сооружение с массивными высокими стенами имеет следующие параметры:

  • высота — 20,7 метров;
  • ширина – 13,4 метра;
  • длина – 40,9 метров.

Тротуар у часовни устелен мозаичными узорами, имеющими геометрическую форму.

Сикстинская капелла снаружи - фото
Сикстинская капелла снаружи.

Анатомия в фигурах святых

Самая популярная история, связанная с этими фресками, конечно, об анатомическом изображении мозга в сюжете о сотворении Адама. Очертания тканей вокруг Бога напоминают контур человеческого мозга, а положения тел его спутников похожи на разные его отделы. Между тем это вообще одно из первых изображений Всевышнего в образе парящего в облаках бородатого мужчины. А теперь подумайте, сколько раз после этого в искусстве обращались к этому образу?

Во фреске

Одна из причин, почему скульптуры Микеланджело захватывают ваше внимание, — их достоверность, красота тела. Мастер изучал анатомию: он препарировал тела мертвецов, чтобы рассмотреть, как устроена внутренняя система человека. На фресках тоже можно увидеть всякие «внутренности»: например, в сюжете «Разделение суши и воды» Бог появляется из красного нечто, напоминающего человеческую почку.

Вызывает споры «Отделение света от тьмы». Если вы присмотритесь, то увидите, что Господь там изображен с запрокинутой головой, а на шее у него неестественно выступают вены. Почему так получилось — непонятно, но некоторые ученые связывают это решение с изображением спинного мозга, который угадывается в складках одеяний.

Неестественно выпуклая шея Бога озадачивает исследователей Public domain via Wikimedia Commons

Сцена грехопадения и изгнания из рая Адама и Евы тоже заставила пораскинуть мозгами ученых и искусствоведов. Как известно, порочным фруктом было яблоко. Но Микеланджело почему-то изобразил фиговое дерево, что, с одной стороны, можно трактовать с точки зрения иудаизма (там оно является метафорой для Израиля), а с другой — вообще-то в Библии говорится не о яблоне, а о «древе познания» — так мастер мог упрекнуть церковь в заблуждении в трактовке Священного Писания.

Оптическая иллюзия

Рогатые бараньи головы символизируют женские органы: Микеланджело славил уникальный женский дар давать новую жизнь. Восемь черепов этих животных расположены на потолке. В этой работе Микеланджело много отсылок к женскому началу, например, перевернутый вершиной вниз треугольник. Его очертания видно в позе Евы на фреске, посвященной ее созданию. Кстати, католицизм довольно патриархальная религия, главная роль там всегда отдавалась мужчине, но, видимо, у художника на этот счет было свое мнение.

Два черепа баранов из восьми, которые находятся рядом с Персидской сивиллой — античной пророчицей S-F/Shutterstock/FOTODOM
Еще эту работу Микеланджело от работ художников в других храмах отличает иллюзия, которую создал мастер. С помощью изобразительных приемов он преобразил архитектуру капеллы. Он разбил изображение с помощью ненастоящих карнизов и пилястров, придав потолку визуальный объем. Ребра, которые отделяют один сюжет от другого, богато декорированы, и благодаря им кажется, что картины находятся в особых углублениях.

Говорят, что Микеланджело ненавидел работать в Сикстинской капелле. Обладавший острым языком, мастер не стеснялся в выражениях, рассказывая о своей доле. Кроме того, ему еще и не сразу заплатили, что тоже подливало масла в огонь. Он не мог оценить свою работу полностью, потому что какая-либо часть фрески всегда была закрыта страховочным картоном на протяжении всех пяти лет, что он там провел. Под конец папа Юлий II начал торопить художника поскорее закончить работу.

Кроме того, Микеланджело написал «Страшный суд» — огромный сюжет на алтарной стене. Кстати, там он изобразил столько оголенных частей тела, что священнослужители подняли ужасную панику. В итоге через 24 года наготу решили прикрыть драпировками, которые рисовал другой художник. Микеланджело, узнав об этом, посоветовал Папе Римскому лучше привести в пристойный вид остальной мир, чем придираться к его великой работе.

Фреску

Художник умер в 1564 году, совсем немного не дожив до 89 лет. В его завещании было всего лишь несколько слов: «Я отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным». Он был похоронен на родине, во Флоренции, рядом с могилой Макиавелли.

Гениальное творение художника

31 октября 1512 года Микеланджело открыл для обозрения двери Сикстинской капеллы. Первым роспись увидел Папа Юлий II, остолбеневший от красоты и совершенства изображенного, от величия таланта Микеланджело. Путешествуя по Италии, Гете напишет: «Не увидев Сикстинской капеллы, невозможно до конца осмыслить то, чего способен достичь человек».

Папа Юлий II остолбенел от таланта Микеланджело

С апреля 1508 года в течение четырех лет художник живет в церкви, работает, стоя на 20-метровой высоте, делая росписи, задрав вверх голову. Он сам готовит раствор, растирает краски и на практике познает тайны живописи по ходу работы.

Гимн человеку

Художник, начиная росписи с входа в здание, гениально соединяет здесь живопись, скульптуру и архитектуру. Яркий образ фресок – сотворение Адама. Первый человек пробуждается к жизни, безвольно протягивая свою руку, в которую могучая длань Творца вливает жизненную энергию.

Микеланджело утверждает: человек создан Богом по своему образу и подобию. С какой любовью Бог смотрит на Адама, словно видит свое, но более молодое отражение! Своим творением художник показывает, что достойная человека жизнь – это сближение, слияние с Богом.

Сотворение Адама

В творчестве Микеланджело самое главное – человек. Свои мысли, чувства, идеи художник умеет передать, изображая только человеческое тело. Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» – подтверждение сказанного. Художник показывает, что тела первых людей прекрасны, полны сил, энергии, молодости. Ева ослепительно молода и красива, Адам – в расцвете сил. Но как обезобразил и состарил их грех! Как пристыжен Адам и как унижена Ева в сцене изгнания из рая.

Адам и Ева, Микеланджело

На потолке, заполняя свободное пространство, Микеланджело изобразил 20 обнаженных мужских фигур, держащих античные медальоны. Эффект разнообразных поз, движений, изумительной пластики и человеческой энергетики произвел на современников художника ошеломляющее впечатление.

Создавая образы, Микеланджело использовал чистые, сильные и яркие тона, не смешанные краски, чтобы персонажи фресок отчетливо просматривались снизу. Юлий II высоко ценил талант горделивого скульптора, осыпал его почестями, одаривал деньгами и подарками, хотя художник никогда не поступался своим мнением в угоду понтифику.

Пророки и сивиллы

Живо и виртуозно написаны образы семи ветхозаветных пророков, которые производят не живописный, а скульптурный эффект. Каждый из них – неповторим: Исайя задумчив и созерцателен, Изекиль – порыв и буря эмоций, пророк Иона – грандиозный гигант.

Языческие прорицательницы замерли в ожидании Спасителя и символизируют, что спасение возможно для всех народов, даже не для христиан. Пророчиц отличает сила, мощь, красота и спокойная уверенность.

Второй круг «ада» в жизни Микеланджело

Напряженный труд в полумраке помещений испортил зрение художника, который страдал артрозом и сколиозом. От постоянного контакта с краской его мучила инфекция ушей. Сохранилось письмо Микеланджело другу, где он сатирически изображает свою работу под потолком:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу,
Да подбородок вклинился в утробу.
Сместились ребра начисто в живот,
А зад в противовес раздулся в бочку,
Ступни с землею сходятся не вдруг,
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку.
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Но через 25 лет Микеланджело вернулся в капеллу, чтобы явить миру очередной шедевр. По поручению Папы Павла III 60-летний Буонаротти Микеланджело в 1536 году вновь решается пройти по очередному кругу адского труда. На алтарной стене площадью 200 квадратных метров художник создает настенную фреску «Страшный суд», обличающую пороки и слабости человека.

Фреска «Страшный суд»

Тема грандиозной росписи – Второе пришествие Христа и Апокалипсис. Работа длится 4 года, художник самозабвенно трудится в одиночестве. Торжественное открытие росписи состоялось в 1541 году в канун Дня Всех Святых.

Композиционно роспись делится на три части:

  1. Верхняя часть – ангела с атрибутами Страстей Христовых.
  2. Центральная часть – Христос и Дева Мария между Блаженными.
  3. Нижняя часть – конец света, воскресение мертвых, восхождение на небо спасенных и низвержение грешников в ад.

В центре многофигурной композиции (400 фигур) – на троне Высший Судия, Иисус Христос. Рядом с ним – Мария и святые. На фоне лазурного неба, слева – спасенные, а слева черти тащат грешников в ад. Созерцая композицию Микеланджело, каждый понимает, что на первом месте вовсе не телесные муки проклятых, а их ужас и внутреннее страдание. Папа Павел III, увидев финальный вариант росписи, упал на колени и начал горячо молиться.

Противники Микеланджело – о его творчестве

Противоположную реакцию на творение Микеланджело высказал кардинал Карафа. Основатель папской инквизиции, патологически жестокий, он обвинил автора росписей в безнравственности и решил уничтожить фреску «Страшного суда». Он приказал «облагородить и одеть бесстыдно обнаженные фигуры».

Работа Микеланджело

Дело поручили ученику и поклоннику Микеланджело Даниэлю да Вольтера, который с трудом исполнил приказ, получив насмешливое прозвище «штанописец». Реставрируя фрески, фигуры снова оголили, и сегодня мы видим их такими, как и написал великий Микеланджело.

Церемониймейстер Папы Павла III Бьяджо да Чезана, увидев незаконченную картину «Страшного суда», изрек, что произведения Микеланджело годятся только для украшения общественной бани и таверны, места в папских церквах им нет.

Оскорбленный Микеланджело изобразил на своем полотне Чезану в виде бога Ада – царя Миноса с ослиными ушами (намек на глупость) и змею, обмотавшуюся вокруг бедер и кусавшую его в пах. Чезане просил Папу о содействии, чтобы Микеланджело убрал изображение с фрески.

Бог Ада

Неумолимый Павел III приказал церемониймейстеру извиниться перед художником и оставил фреску без изменений. Изображение живо по сей день.

Сооружение Сикстинской капеллы

В 1741 году римский Папа Сикст IV, гуманист, эрудит и меценат, решивший укрепить римскую католическую церковь, передал в дар городу античные произведения искусства, открыл Апостольскую библиотеку и госпиталь, возвел мост и проложил новые улицы.

Небольшая крепость

На месте бывшей домовой церкви в Ватикане, Великой капеллы, – точке сбора папского двора и знатных семейств Италии, он распорядился построить новую часовню, которую назвали по имени Папы – Секстинской.

Новая капелла задумывалась как небольшая крепость, одновременно служившая местом, где выбирали нового Папу Римского. Строительство начато в 1477 году как оборонное сооружение, где смог бы укрыться Папа римский Сикст IV в случае нападения неприятеля.

Внешний вид сооружения

Снаружи капелла выглядит именно как оборонное сооружение длиной 40 и высотой 20 метров, повторяя очертания храма Соломона из Ветхого Завета. Типичное здание римской архитектуры – тяжеловесное, строгое, суровое и аскетичное. Главная часовня Ватикана была неприступна и надежна. Внутри она оказалась прямоугольным помещением, так что позднее Микеланджело, ненавидевший Здание Сикстинской капеллы
, назовет ее амбаром.

Папская церковь трехэтажная. Прочный и основательный, с толстыми и высокими стенами, первый этаж переходит во второй – со стрельчатыми окнами, пропускающими много воздуха и света. На третьем этаже вместо окон – бойницы. Караульное помещение, построенное на этаже в виде открытой галереи без крыши, позднее закрыли для защиты росписей внутри.

Особенности внутреннего оформления

Внешний облик капеллы не соответствует внутреннему содержанию и олицетворяет нарушение гармонии, сочетание несочетаемого. Внешняя неприглядность вкупе с внутренним бесценным великолепием наводит на мысль: «Ведь таким же богатым и насыщенным бывает внутренний мир человека при его внешней простоте и неприметности».

Незаурядный талант трех гениев эпохи Возрождения – Рафаэля, Боттичелли и Микеланджело – оставили в наследство потомкам неоценимый подарок – Сикстинскую капеллу.

Внутренний интерьер

Внутри капеллы – прямоугольный просторный зал с высокими стенами, покрытые дуговидным сводчатым потолком.

По всему периметру часовни стоят массивные скамьи из камня.

Невероятная роспись потолка и стен принадлежит лучшим мастерам эпохи Возрождения.

Изначально часовня была разделена на две равные части: для духовенства и для верующих. Позже для пресвитериев («места для избранных») была отведена большая часть зала.

Первый уровень

Особенности:

Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет

  • Мраморно-мозаичный пол.
  • Папский трон и места кардиналов.
  • Боковая ложа, с примыкающей мраморной балюстрадой, в которой размещается хор.
  • Кафедра проповедника, отделанная декоративной древесиной.
  • Ряд больших канделябров.
  • Алтарь, расположенный напротив богато оформленного входа.

Изначально Сикстинская капелла была разделена оградой на две равные части: для непосвященных и духовенства Ватикана. Но позднее место для пресвитерии отвелось гораздо больше.

Второй ярус

На втором уровне выделяется 16 фресок: шесть по продольной стене с юга; шесть по северной продольной стороне и по две на поперечных стенах.

Фрески второго уровня:

  1. Настенные росписи умбрийских и флорентийских художников.
  2. Алтарная фреска.

Третий ярус

Верхний уровень представляет собой:

  1. Анфиладу арочных окон.
  2. Анфиладу арок с люнетами.
  3. Анфиладу ниш с арочными портретами понтификов (от первого Папы Римского до последующих).

Внутреннее убранство капеллы - фото
Внутреннее убранство капеллы.

Оповещающая труба печи

Чугунная печь с высокой трубой, которая устанавливается в часовне в период конклава, служит для сжигания бюллетеней после результатов голосования, когда проходит процесс выбора нового Папы. Белый дым, вьющийся из трубы часовни, таким образом, оповещает народ и прессу об избрании Папы. Это действие сопровождается перезвоном колоколов, доносящихся от Собора Святого Петра.

Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет

После избрания Коллегией кардиналов следующего Папы, его провожают в знаменитый «Зал слез», находящийся в часовне и расположенный слева от алтаря живописной часовни. Зал назван так потому, что, как гласит история, практически все избранные Папы Римские не могли удержаться и не заплакать от переполненных чувств после своего назначения.

В 2005 г. наряду с традиционной чугунной печью была установлена соответствующая вытяжка.

В случае, когда ни один из кардиналов за время голосования не набирает достаточного количества голосов для избрания, то при сжигании бюллетеней в огонь добавляют сырую солому, чтобы из трубы над часовней образовался дым черного цвета. Таким образом, собравшийся на площади народ и пресса будут оповещены, что Папа не избран.

Папская капелла

Под сводами Сикстинской капеллы действует хор, состоящий как из мужских голосов, так и голосов мальчиков. Для Папской капеллы специально трудились известные композиторы Рима. Самым известным произведением, написанным для Папского хора, стала композиция «Мизерере» Грегорио Аллегри.

Фреска «Страшный суд»

Спустя 25 лет 60-летний Микеланджело вновь вернулся в капеллу для создания еще одного бесценного произведения – масштабной настенной фрески «Страшный суд», отражающей все грехи и пороки земного человека.

Шедевр был написан по заказу папы Павла III в период с 1534 по 1541 год.

Работа занимает всю западную стену за алтарём. Тема росписи: второе пришествие Иисуса Христа, апокалипсис.

Так же как и в работе со сводом, Микеланджело выполнял роспись сам, несмотря на свой пожилой возраст.

Интересный факт! Понтифик предлагал художнику выполнить роспись в технике масляной краски («чистой фрески») для облегчения трудов. Микеланджело ответил: «Писать маслом – это занятие для женщин и богатых лентяев».

Перед окончанием работ Микеланджело падает с лесов, однако через месяц процесс росписи стремительно доводится до конца.

Торжественное открытие фрески состоялось в 1521 году в канун Дня Всех Святых, как и 29 лет назад был открыт потолок.

Произведение условно делят на три части:

  1. Верхняя с изображениями ангелов с атрибутами Страстей Христа.
  2. Центральная с образами Девы Марии и Иисуса Христа между блаженными.
  3. Нижняя – конец света; игры на трубах Апокалипсиса, воскресенье мёртвых, восхождение небо спасённых и низвержение грешников в ад.

Более 400 образов в центре со Спасителем передают поразительные эмоции и чувства.
Картина вызывает как восхищение, так и критику среди людей.

Папа Павел III, увидев результат трудов Микеланджело, упал на колени и стал одержимо молиться.


Фреска «Страшный суд».

Ересь на мастера

Согласно легендам обнажённые фигуры фрески Микеланджело «Страшный суд»  возмутили кардинала Джан Пьетро Карафой и церемониймейстера Бьяджо да Чезене, из-за чего мастера обвинили в ереси.

Буонаротти спокойно отнёсся к возникшим преградам в процессе работы. На сводах капеллы мастер изобразил Чезене в образе царя Миноса, обвитого змеями и кусавшего его за гениталии в Аду.

Церемониймейстер был в гневе и не раз просил Папу о Павла III приказать уничтожить эту роспись, на что получал ответ: «Ад не подлежит юрисдикции понтифика».

Эта история получила забавное название «Кампания Фигового листка».


Эпизод фрески «Страшный суд».

Экспонаты

Сикстинская капелла многие века хранит в себе произведения искусства флорентийских и умбрийских художников. Фрески, находящиеся на северной стене среднего яруса капеллы отведены под цикл сцен истории Христа, включающие такие известные росписи.

Например:

  • «Крещение Христа», Пьетро Перуджино.
    Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет
  • «Тайная вечеря», Козимо Росселли.
  • «Воскресение», Доменико Гирландайо.

Фреска, изображающая искушение Христа, включает в себя три сцены из Евангелия, а фреской Святого Воскресения завершается цикл сцен истории Христа, которая находилась на стене над выходом из капеллы.

Роспись руки Доминико Гирландайо была уничтожена в 1522 г. из-за обрушения балочной конструкции часовни, после чего восстановление росписи на аналогичную тему была заказана посторонним художникам. Фрески, находящиеся на южной стене среднего яруса Сикстинской капеллы, отведенные под цикл сцен истории пророка Моисея, включают в себя цикл росписей, посвященных житию пророка Моисея.

Несколько фресок, касающихся темы пророка Моисея, были выполнены рукой Луки Синьорелли – одним из помощников великих мастеров. Однако, фреска, расписанная Синьорелли, и завершающая цикл сцен истории пророка Моисея также была уничтожена из-за обвала балочной конструкции часовни.

Сикстинская капелла на протяжении веков хранит гобелены Рафаэля, которые были сотканы в Брюсселе. На гобеленовых полотнах Рафаэль воссоздал сцены из жизни апостолов и события из Евангелия.

Росписи

Сикстинская капелла в Ватикане - Изначальный вид

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

Сикстинская капелла в Ватикане - Фреска Перуджино

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II),  ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).


Сикстинская капелла в Ватикане - Потолок

Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


Сикстинская капелла в Ватикане - Схема потолка

В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Сикстинская капелла в Ватикане - Сотворение Евы

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Сикстинская капелла в Ватикане - Фрагмент потолка

Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили,  что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд фрагмент

Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Сикстинская капелла в Ватикане - Страшный суд центральня часть

Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.

Реставрация

Сикстинская капелла в Ватикане - Реставрация

Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!

Современная жизнь

Сикстинская капелла в Ватикане - Конклав

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Гобелены Рафаэля

После завершения росписей в капелле Папа Лев X заказал Рафаэлю 10 картонов для изготовления гобеленов (тканых ковров) на религиозную тему – «Деяния Апостолов». Чтобы разместить их в первом ярусе капеллы. Молодой художник Рафаэль, одаренная личность, боялся тягаться с Микеланджело, опасаясь, что его работы уйдут в тень на фоне творения Микеланджело.

Мастер хотел бы лично нарисовать картины, но Папа заказал гобелены, а заказ есть заказ. Живописец работал 2 года и создал удивительные картоны, по которым гобелены ткались в Брюсселе.

Гобелены Рафаэля

Рафаэль передал в своих произведениях тончайшие движения человеческой души: удивление, испуг, страдание, изумление, величие и достоинство – все оттенки воплощены в совершенстве. Сейчас эти тканые ковры – в Ватиканском музее, а на стенах капеллы красуются нарисованные копии.

На стенах капеллы нарисованные копии

Современная Сикстинская капелла – большой концертный хор, исполняющий хоровую музыку, в том числе и XX -XXI веков. В хоре поют только мужчины и мальчики в отсутствии инструментального сопровождения.

Адрес капеллы

Адрес Сикстинской капеллы: Viale Vaticano, 00165, Roma.

Контактный телефон для связи: + (39) 055 713655.

Как добраться

Сикстинская капелла расположена в комплексе Апостольского дворца (Ватиканского дворца).

Способы, как добраться до Сикстинской капеллы:

  1. Автобусом: 
    • №49 – маршрут идёт до музея;
    • №32, 81, 982 – до конечной остановки «Пьяцца дель Рисоржименто» («Piazza Del Risorgimento»);
    • №492, 990 – до остановок Виа Леоне IV («Via Leone IV», Виа дели Скипиони («Via degli Scipioni»).
  2. Трамваем №19 до остановки Пьяцца дель Рисоржименто («Piazza Del Risorgimento»).
  3. Метро – до станций Оттавиано (Ottaviano) или Чипро («Cipro») по линии А.
  4. Автомобилем– доезжая до платной парковки, которая находится на Виале Ватикано («Viale Vatikano»).

Режим работы

Время посещения капеллы:

  • с понедельника по субботу с 9.00 по 18.00 (покупка билетов совершается до 16.00);
  • воскресенье – выходной;
  • последнее воскресенье месяца – бесплатный вход ( с 9.00 до 14.00, последний вход до 12.30).

Режим посещения может меняться в зависимости от проведений религиозных церемоний и мероприятий. Перед поездкой стоит уточнить время работы.

Роскошный входной портал в алтарь - фото
Роскошный входной портал в алтарь.

Программы экскурсий

Сикстинская капелла (Ватикан) входит как в официальную, так и авторскую программу экскурсий творческой команды гидов Италии.

«Тайны и секреты Ватикана»

В экскурсионную программу входит посещение музеев Ватикана с осмотром главных залов, содержащих в себе знаменитые полотна выдающихся живописцев эпохи Возрождения, в числе которых Караваджо и Леонардо да Винчи.

Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет

После череды музеев Ватикана следует посещение Сикстинской капеллы, в осмотр которой включены росписи стенных и потолочных фресок великих художников. Завершает программу осмотр Собора Святого Петра, который знакомит посетителей с произведениями искусства мастеров эпохи Возрождения и Барокко. Продолжительность экскурсии составляет 3 ч. стоимостью 180 евро с группы.

«Музеи Ватикана»

Экскурсионную программу представляет персональный русскоговорящий гид, который ознакомит с местами папских собраний, легендарной Сикстинской капеллой и музейными залами, собравшими в себе коллекции живописи и скульптур. Кроме того, экскурсия позволит ознакомиться с историей Ватикана, раскрывающей некоторые тайны.

После посещения музеев при желании возможна экскурсия, продолжительностью до 2 ч. по площади и Собору Святого Петра. Такая экскурсия предполагает дополнительную плату. Продолжительность экскурсии 4 ч. стоимостью 160 евро с группы

«Ватикан и Сикстинская капелла: вход без очереди и аудиогид»

Экскурсионная программа, предоставленная с помощью аудиогида, включенного в стоимость билета, удобна тем, что позволяет посетить интересующие музеи или Сикстинскую капеллу в удобное время, миновав длинные очереди в кассу и не спеша осмотреть все интересующие достопримечательности.

Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет

Совершая экскурсию по музеям Ватикана можно посетить:

  • Зал Греческого Креста с резными саркофагами.
  • Кабинет масок.
  • Зал животных (существующих и вымышленных).
  • Галерея карт с нанесенными изображениями мира в разные временные отрезки.
  • Залы Рафаэля с непревзойденными шедеврами мастера эпохи Возрождения.
  • Апартаменты Борджиа.

Продолжительность экскурсии может быть на протяжение всего дня. Стоимость билета около 35-40 евро. За бронирование билета онлайн удерживается комиссия 4 евро.

Интересные факты и тайны

  1. Сикстинская капелла изначально строилась с целью обороны папского государства в случае нападения врагов. Этому свидетельствует неприступный крепостной вид сооружения и установленные на третьем этаже бойницы.
  2. Согласно описанию в Ветхом Завете, архитектурное сооружение капеллы сравнимо с разрушенным Иерусалимским Храмом Соломона, их параметры в точности совпадают.
  3. Помимо работ знаменитых мастеров Микеланджело и Рафаэля, в капелле хранятся шедевры лучших художников Италии: Сандро Боттичелли (Алессаандро ди Мариаано ди Ваанни Филипепи). Доменико Гирландайо (Доменико ди Томмасо Бигорди), Козимо Роселли, Пьетро Перуджино (Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи).
  4. Потолок Сикстинской капеллы изначально был небесно-голубого цвета, осыпанный золотыми звёздами. Над небесным изображением трудился живописец Пьерматтео д’Амелиа. Однако по приказу папы Юлия II потолок был расписан невероятными рисунками Микеланджело. Что очень примечательно: Микеланджело выполнял чистовую работу, без набросков и эскизов.
  5. Спустя 25 лет Микеланджело создал в капелле новую фреску. Она украсила алтарную стену. Сцена страшного суда из библии заняла стену, площадь которой составляет 200 квадратных метров.
  6. Микеланджело скрыл в своих работах тайный смысл, оставив необычные знаки на фигурах. В конце XVI века папа Пий IV нанял итальянского художника Даниеле да Вольтерра, чтобы изменить обнажённые образы, прикрыв их непристойный вид. После чего мастеру дали насмешливое прозвание «штанописец». В результате реставрационных работ на некоторых изображениях вновь «обнажились» изначальные элементы. Это позволило увидеть первозданный замысел Микеланджело.
  7. Центральная фреска на потолке капеллы «Сотворение Адама» изображает Всевышнего на темно-алом полотне. В очертаниях виднеется анатомическое строение человеческого мозга. Микеланджело увлекался анатомией, в его работах часто обнаруживаются элементы органов. Изображённый серобородый старец с прекрасными очертаниями тела стал примером для подражания многих мастеров.
  8. После многочасовых кропотливых работ над сводом часовни Буонаротти потерял зрение. От росписи в позе с запрокинувшей головой вверх его глаза покрывались белой пеленой. Мастер потратил много сил и здоровья на создание шедевра.
  9. Папа Юлий II поручил великому архитектору Донато Браманте построить леса для нового творения Микеланджело. Увидев созданное приспособление, прикреплённое к потолку Буонаротти ответил: «Я не обладаю крыльями, чтобы заделать дыры в потолке», что привело Браманте в гнев. Молодой мастер и его помощники сами создали удобные строительные леса, которые позволяли художнику совершать роспись на своде часовни даже стоя.
  10. Работа над росписью свода капеллы и стен заняла 5 лет. Работу Микеланджело папа Юлий II постоянно поторапливал, из-за чего возникали конфликты. После кропотливых ежедневных работ было создано настоящее произведение искусства площадью 1100 квадратных метров.
  11. В 2006 году вышла книга Константина Ефетова «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», а в 2009 году – книга  «Загадка Микеланджело. Что скрывает Ватикан о Сикстинской капелле?» Бенджамина Блеха и Роя Долинера.

Микеланджело Буонарроти - портрет
Микеланджело Буонарроти.

Источники

  • https://rome24.ru/vatikan/cikstinskaya-kapella.html
  • https://www.miroworld.ru/sikstinskaya-kapella-v-vatikane/
  • https://tass.ru/kultura/7909217
  • https://ArchitectureGuru.ru/sikstinsky-chapel/
  • https://touristam.com/sikstinskaya-kapella-vatikan.html
  • https://Italy4.me/lazio/vatikan/cappella-sistina.html

[свернуть]