Виды парашютов по цели использования
В соответствии с назначением выделают следующие виды:
- тормозной парашют;
- для десантирования грузов;
- для решения вспомогательных задач;
- для десантирования людей.
Тормозной парашют имеет давнюю историю. Он был разработан в начале ХХ в. российским конструктором, и изначально предназначался для торможения автомобилей. В таком виде идея не прижилась, но в конце 1930-х гг. она начинает внедряться в авиации.
Сегодня тормозной парашют входит в комплекс тормозной системы истребителей, которые имеют большую посадочную скорость и короткую посадочную дистанцию, например, на военных кораблях. При заходе на ВПП у таких воздушных судов из хвостовой части фюзеляжа выбрасывается один тормозной парашют с одним или несколькими куполами. Его использование позволяет сократить тормозной путь на 30%. Кроме того, тормозной парашют используется при посадках космических челленджеров.
Гражданские самолеты не применяют такой способ торможения, т. к. в момент выброса купола транспортное средство и люди в нем испытывают значительную перегрузку.
Для приземления грузов, выбрасываемых из самолетов, используют специальные парашютные системы, состоящие из одного или нескольких куполов. В случае необходимости такие системы могут комплектоваться реактивными двигателями, придающими дополнительный тормозящий импульс перед непосредственным контактом с землей. Подобные парашютные системы используются также при спуске космических аппаратов на землю. К парашютам вспомогательных задач относятся те, которые являются составными частями парашютных систем:
- вытяжные, которые вытягивают основной или запасной купол;
- стабилизирующие, которые, помимо вытягивая, обладают функцией стабилизации десантируемого объекта;
- поддерживающие, которые обеспечивают правильный процесс раскрытия другого парашюта.
Большая часть парашютных систем существует для десантирования людей.
Виды парашютов для десантирования людей
Для безопасного приземления людей применяются следующие типы парашютов:
- тренировочные;
- спасательные;
- спец назначения;
- десантные;
- планирующие оболочковые парашютные системы (спортивные).
Основными видами являются планирующие оболочковые парашютные системы («крыло») и десантные (круглые) парашюты.
Десантные
Армейские парашюты бывают 2 видов: круглые и квадратные.
Купол круглого десантного парашюта представляют собой многоугольник, который при наполнении его воздухом приобретает форму полусферы. Купол имеет вырез (или менее плотную ткань) в центре. Круглые десантные парашютные системы (напр., Д-5, Д-6, Д-10) имеют следующие высотные характеристики:
- максимальная высота выброски – 8 км.
- обычная рабочая высота – 800-1200 м.
- минимальная высота выброски – 200 м со стабилизацией 3 с и снижении на наполненном куполе не менее 10 с.
Круглые десантные парашюты плохо управляемы. Имеют примерно одинаковую вертикальную и горизонтальную скорость (5 м/с). Масса:
- 13,8 кг (Д-5);
- 11,5 кг (Д-6);
- 11,7 (Д-10).
Квадратные парашюты (напр., российский «Листик» Д-12, американский Т-11) имеют дополнительные прорези в куполе, что наделяет их лучшей маневренностью, позволяет парашютисту контролировать горизонтальное перемещение. Скорость снижения – до 4 м/с. Горизонтальная скорость – до 5 м/с.
Тренировочные
Тренировочные парашюты используются как промежуточные для перехода от десантного к спортивному. Они, так же как и десантные, имеют круглые купола, но снабжены дополнительными прорезями и клапанами, позволяющими парашютисту влиять на горизонтальное перемещение и тренировать точность посадки.
Наиболее популярный тренировочный вариант – Д-1-5У. Именно его используют при совершении первых самостоятельных прыжков в парашютных клубах. При натяжении одной из строп управления эта модель делает полный разворот на 360°C за 18 с. Он хорошо управляем.
Средние скорости снижения (м/с):
- горизонтальная – 2,47;
- вертикальная – 5,11.
Минимальная высота выброса с Д-1-5У – 150 м при немедленном раскрытии. Максимальная высота выброса – 2200 м. Другие тренировочные модели: П1-У; Т-4; УТ-15. Имея аналогичные с Д-1-5У характеристики, эти модели еще более маневренны: делают полный разворот за 5 с, 6,5 с и 12 с, соответственно. Кроме того, они примерно на 5 кг легче, чем Д-1-5У.
Спортивные
Планирующие оболочковые парашютные системы характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они могут быть классифицированы по форме крыла и по типу купола.
- Классификация по форме крыла
Купола типа «крыло» могут иметь следующую форму:
- прямоугольная;
- полуэллиптическая;
- эллиптическая.
Большинство крыльев имеет прямоугольную форму. Она обеспечивает простоту управления, предсказуемость поведения парашюта.
Чем более эллиптична форма купола, тем лучше становятся аэродинамические показатели парашюта, но тем менее он становится устойчив.
Эллиптичные конструкции характеризуются:
- более высокой скоростью (горизонтальной и вертикальной);
- коротким ходом строп управления;
- большой потерей высоты при развороте.
Эллиптические купола – высокоскоростные модели, предназначенные для использования парашютистами с опытом более 500 прыжков.
- Классификация по типу купола
Спортивные модификации подразделяются в соответствии с назначением купола на:
- классические;
- студенческие;
- скоростные;
- переходные;
- тандемные.
Классические купола имеют большую площадь (до 28 м²), что делает их устойчивыми даже при сильном ветре. Их также называют точностными.
Отличительные черты:
- мобильны в горизонтальной плоскости (развивают скорость до 10 м/с);
- позволяют эффективно контролировать снижение;
- используются для тренировки точности посадки.
Название «студенческий купол» говорит само за себя. Такие парашютные системы используются парашютистами с небольшим опытом прыжков. Они достаточно инертны, менее маневренны и, следовательно, более безопасны. По площади купола студенческий примерно соответствуют диапазону классического, но имеет 9 секций вместо 7. Купола для скоростных парашютов маленькие – до 21,4 м². Эти профессиональные модели отличаются «резвостью» и высокой маневренностью. Некоторые модели развивают горизонтальную скорость более 18 м/с. В среднем – 12-16 м/с. Используются подготовленными парашютистами.
Тандемные купола предназначены для десантирования 2 человек одновременно. Поэтому они имеют большую площадь, до 11 секций. Отличаются повышенной устойчивостью и прочностью конструкции. Переходные купола более инертны и медлительны, но достаточно быстры: могут развивать горизонтальную скорость до 14 м/с. Используются в качестве тренировочных перед осваиванием скоростных моделей. А планирующие оболочковые парашютные системы обозначаются литерами ПО (например, ПО-16, ПО-9).
Спасательные
Системы, предназначенные для аварийного десантирования из самолета, терпящего крушение, называются спасательными. Как правило, они имеют круглую форму купола (например, С-4, С-5). Но также бывают и квадратные (например, С-3-3).
Аварийная выброска может происходить при скорости до 1100 км/ч (С-5К) на высоте:
- от 100 м до 12000 м (С-3-3);
- от 70 до 4000 м (С-4У);
- от 60 до 6000 м (С-4);
- от 80 до 12000 м (С-5).
При выброске на очень большой высоте парашют разрешается открывать после прохождения отметки в 9000 м. Площадь куполов у спасательных моделей значительна и, например, у С-3-3 составляет 56,5 м. Спасательные системы, предназначенные для катапультирования на большой высоте, снабжаются кислородными приборами.
Запасные
Какие бы парашютные системы не использовались, запасной парашют является обязательной их частью. Он крепится на груди парашютиста и используется в качестве аварийного в случаях, если основной отказал или не смог раскрыться правильно. Запасной парашют обозначается литерами «З» или «ПЗ». Запасной парашют имеет большую площадь купола – до 50 м². Форма купола – круглая. Скорость вертикального спуска – от 5 до 8,5 м/с.
Различные типы аварийных систем совместимы с разными типами основных парашютов:
- запасной парашют типа З-2 совместим с десантными и спасательными моделями Д-5, Д-1-5, С-3-3,С-4.
- запасной парашют типа ПЗ-81 должен использоваться со спортивными вариантами типа ПО-9.
- запасной парашют ПЗ-74 предназначен для использования с тренировочными моделями УТ-15 и Т-4.
Специального назначения
В эту группу включаются парашютные системы немассового использования. Они применяются в спасательных и военных операциях.
Оптимальная высота для прыжка с парашютом
Теоретически прыгать с парашютом можно с любой высоты, вопрос лишь в целесообразности и безопасности данного мероприятия. Исходя из этих соображений и установлены минимальные и максимальные ограничения. Обусловлены они в первую очередь конструкцией парашюта, а также подготовленностью парашютиста и видом прыжка, который он совершает.
Начинающие парашютисты обычно прыгают с десантным парашютом Д-5 или Д-6. Иногда также предлагается парашют Д-1-5У. Преимуществом последнего является его управляемость, о чем свидетельствует буква «У» в названии модели. Прыжки с таким парашютом осуществляются с высоты 700-900 метров. Раскрытие купола происходит практически сразу после отделения от самолета.
В качестве альтернативы десантным нередко используются парашюты типа «Крыло». В отличие от первых, они имеют не круглый, а прямоугольный купол. Для управления ими требуется более серьезная подготовка, однако они отличаются высокой маневренностью и хорошей подъемной силой. Прыжки с парашютом типа «Крыло» новички совершают с высоты примерно 1200 метров.
Профессиональные спортсмены, имеющие хорошую подготовку, обычно прыгают с высоты не менее 2000 метров. В этом случае у них есть возможность испытать все прелести свободного падения, которого обычно лишены новички. Если парашютист планирует выполнение каких-либо акробатических элементов, высота, с которой совершается прыжок, должна быть не менее 3000-4000 метров. Новички могут прыгать с такой высоты лишь в одной парашютной системе инструктором. В этом случае ответственность за раскрытие парашюта, управление и мягкое приземление полностью лежит на тандем-мастере.
Зачем нужны ограничения и каков критический минимум
Ограничения по минимальной высоте прыжка придуманы не случайно. Дело в том, что для наполнения воздухом парашюту требуется некоторое время. Если пренебречь указанными требованиями, высока вероятность того, что парашют попросту не успеет раскрыться до конца, а парашютист при приземлении получит серьезные травмы. Критический минимум для полного раскрытия десантного парашюта составляет 250-300 метров.
Существуют также небольшие парашюты, которые используются для прыжков с фиксированных объектов (мосты, скалы, высокие здания). Данный вид спорта называется бейсджампингом и из-за высокой травматичности относится к крайне экстремальным. Минимальная высота для прыжка с таким парашютом составляет 100-150 метров.
Однако в парашютном спорте есть немало рекордов, в том числе и по минимальной высоте прыжка. Рекорд, который пока никому не удалось побить, установлен Тереке Спенсером, который во время Второй мировой войны, в 1945 году, выпрыгнул с парашютом из подбитого истребителя с высоты, немногим превышающей 10 метров. Однако вряд ли стоит испытывать судьбу и повторять его подвиг в мирное время при отсутствии острой необходимости
Максимальная высота прыжков с парашютом
Главный фактор, который ограничивает высоту прыжка, — транспортное средство. Самолеты, используемые для транспортировки людей, не способны подняться выше 26 км. И даже на такой высоте самолету приходится лететь очень быстро, чтобы люди смогли выпрыгнуть из него. Конечно, космические корабли поднимаются выше, но скорость их движения еще выше, так что чтобы парашютист мог выжить, покидая корабль, ему понадобится жаропрочный костюм.
Кроме космического корабля и самолета, единственным транспортным средством, которое способно перевозить пассажиров, является воздушный шар. 34 668 м — рекорд высоты подъема воздушного шара, установленный офицерами ВМФ США Малкольмом Россом и Виктором Пратером 4 мая 1961 года. Но они не прыгали.
Максимальная высота прыжка с парашютом с воздушного шара – 31 333 м. Этот рекорд был установлен 16 августа 1960 г Джозефом Киттингером, офицером ВВС США. Он находился в свободном падении в течение 4 минут 36 секунд. Средняя скорость составляла 1150 км/час, а парашют раскрылся на высоте 5 500 м.
14 октября 2012 г Феликс Баумгартнер смог совершить самый высокий прыжок с парашютом из стратосферы в истории, его высота составляла 39 450 м.
В свободном падении австриец разогнался до 1 342,8 км/ч, превысив скорость звука. Так, Баумгартнер стал первым, кто сумел развить гиперзвуковую скорость.
Обычная высота прыжков с парашютом
Все прыжки с парашютом разделяются на 2 категории:
Прыжок-тандем или прыжок с инструктором — безопаснее, он практикуется на начальных этапах подготовки парашютистов либо как развлечение для людей, которые хотели бы прыгнуть с парашютом.
Такой прыжок совершается на высоте 3500–4000 метров, а время свободного падения – 40–50 секунд.
Высота самостоятельного прыжка зависит от вида парашюта:
- Если используется обычный десантный парашют, высота прыжка составляет примерно 800 метров.
- Если используется управляемый парашют, то высота прыжка может достигать 5 000 метров. Выше – повышается риск кислородного голодания, а также возможно возникновение некоторых проблем, связанных с большой плотностью потоков встречного воздуха.
При затяжном прыжке в нижних слоях атмосферы скорость падения растет только на протяжении нескольких сотен метров, в первые десять секунд. Сопротивление воздуха настолько значительно повышается с увеличением скорости, что довольно скоро приходит момент, когда скорость перестает изменяться. Из ускоренного движение становится равномерным.
Чтобы защититься от низкого давления в стратосфере, Киттингер надевал специальный костюм. Но самое сложное в подобных прыжках — это поддержание устойчивого положения в свободном падении.
У Киттингера был небольшой стабилизирующий парашют, однако он оказался бесполезным. Неполадки парашюта не позволили ему раскрыться, и Джозеф угодил в штопор.
Скорость вращения его тела составляла 120 оборотов/мин, перегрузки – 22 g, и Киттингер потерял сознание. Раскрыться основному парашюту позволил прибор автоматического раскрытия.
Парашюты для бейсджампинга
Основной купол для бейсджампинга – обычное прямоугольное «крыло». Как правило, изготавливаются из воздухонепроницаемого материала (ZP-0). Запасной парашют отсутствует: низкая высота прыжка делает его лишним.
При прыжках типа фрифол, когда бейсджампер сам раскрывает парашют, парашютная система требует большого вытяжного парашюта, тяги которого хватит на быстрое раскрытие основного купола. Прыжки типа ассист менее требовательны к величине вытяжного парашюта, т.к. вытягивание основного купола происходит «автоматически». В прыжках ролл овер используется только основной, уже распущенный, купол.
Что такое бейсджампинг
Бэйсджампинг (от англ. BASE Jumping) – это прыжки с парашютом со стационарных и относительно невысоких объектов. Это нашло отражение в названии: BASE можно перевести, как «основа», однако в данном случае – это еще и осмысленно звучащая аббревиатура от английских слов: постройка (building), антенна (antenna), перекрытие (span), земля (earth).
Объекты этих четырех типов высотой от 40 до 1000 м и становятся базой, основой для прыжка. Менее 5 сек прыгун просто падает, затем раскрывает парашют. Занимающиеся бэйсджампингом экстремалы называют себя бейсджамперами, бейсерами либо джамперами.
Бэйсджампинг – это такое занятие, где сложность и, следовательно, опасность прыжка зависит от высоты базы. Чем ниже объект, тем меньше времени на приведение парашютной системы в рабочее состояние и больше риск неудачного приземления. Соответственно, максимум подготовки и мастерства требуется от джампера, прыгающего с минимальной высоты – 40 м.
Есть еще одна особенность, делающая бейсджампинг рискованным – спортсмену обычно приходится приземляться на ограниченной небольшой территории. Для этого потребуется не только быстро раскрыть купол, но и умело управлять парашютом в полете.
Появление и распространение
Революционными для прыжков с фиксированных объектов стали 1979 и 1080 годы, когда все больше скайдайверов пробовали свои силы в прыжках, для совершения которых не требовалось подниматься на летательном средстве в воздух.
В 1979 году экстемалами Джоном Ноаком, Дейвом Блаттелом, Робином Хейдом и Карлом Бенишем был совершен прыжок с моста Royal George в Колорадо. В 1980 году были проведены некоторые эксперименты со скоростью потока воздуха при отделении. Родившаяся идея была сродни прыжкам на лыжах с трамплинов, когда прыгуна уносило так далеко, что это приравнивало их к прыжкам с самолета.
Но, несмотря на постоянные эксперименты, в целом, оставались близки к прыжкам с самолета. Исключение было лишь в наличии жестких временных рамок, отделении без потока и открытий парашютов точно по направлению прыжка.
Конец 1980 года знаменовался окончанием многочисленных экспериментов и открытий в прыжках с неподвижных объектов и началом дальнейшего развития бейсджампинга как самостоятельного и полноценного вида экстремального спорта. Популярность прыжков с фиксированных объектов медленно, но верно росла, чему способствовали и СМИ, представлявшие бейсджампинг как поиск острых ощущений. На тот момент численность любителей прыжков насчитывала около 500 человек по всему миру.
В январе 1981 года было введено четыре возможных категории неподвижных объектов для прыжков: здания, антенны, балки и земля. Была создана американская ассоциация Base-jumping`а, которая позиционировала бейсджампинг именно как спорт, а не простое трюкачество. Ассоциация стала информационным и мультимедиа-центром, обеспечивающим информацией спортсменов и всех заинтересованных лиц.
Снаряжение
В 1980 и 1981 годах все еще использовалось обычное снаряжение для прыжков с самолетов. Но в то же время было разработано специальное снаряжение, подходящее для объектов относительно небольшой высоты. Главным фактором была скорость открытия парашюта, очень важная для человека, совершающего прыжок с неподвижного объекта. Поэтому на основе обычного скайдайверского ранца был создан первый липучечный контейнер, который эту скорость мог обеспечить.
Высота, с которой осуществляются прыжки, варьируется от 40 до 1000 метров. Чем ниже объект, тем опаснее считается прыжок и тем выше считается мастерство джампера. Основная сложность бейсджампинга, которая и добавляет опасности прыжкам, заключается в том, чтобы быстро раскрыть парашют. Сделать это надо за несколько секунд в самом начале прыжка. Поэтому для бейсджампинга используют специально разработанные парашюты, которые принципиально отличаются от обычных. Запасного парашюта тоже нет, так как на такой небольшой высоте, если не откроется главный парашют, запасным воспользоваться просто не получится из-за нехватки времени. Вообще, в бейсджампинге никаких страхующих приборов нет.
К тому же, приземление в бейсджампинге обычно осуществляется на ограниченные поверхности, что требует от прыгуна большого опыта и большого мастерства пилотирования парашюта. Пытаться самостоятельно совершать бейс-прыжки, без соответствующего оборудования и навыков — чистой воды самоубийство. В лучшем случае, вы останетесь инвалидом. Но, к сожалению, статистика такова, что ошибки во время бейс-прыжка чаще заканчиваются летальных исходом.
Краткий экскурс в историю
Вы можете подумать, что подобная дурь пришла лишь современникам. Прыгать с высотного здания не во всех странах звучало дико, даже в древности. Примером такой страны является Китай, где прыгать с высоких по меркам XI зданий не считалось чем-то ужасным и страшным. Даже тогда использовался древний аналог парашюта, который подстраховывал спортсмена и не давал обычной вылазке завершиться ужасным происшествием.
Спустя восемь веков изменилось практически всё, от техники спортсменов до оборудования. Не изменились лишь страхи и сомнения. Действительно, в период бума бейсджампинга, который пришёлся на XIX век, оборудование со специальным парашютным механизмом являлось неотъемлемой частью любого прыжка, но вот вопросы перед прыжком мучили каждого спортсмена.
В наше время, когда всех желающих по десять раз проинструктируют, проверят здоровье и предоставят подробную схему путешествие, отважившихся прыгнуть становится гораздо больше. XXI век можно считать веком расцвета бейсджампинга.
Как выбрать экипировку?
В экстремальном спорте не бывает мелочей – экипировку нужно выбирать сразу после окончания обучения, чтобы можно было посоветоваться с инструктором. Идти в магазин и надеяться, что консультанты посоветуют подходящую модель, не стоит – бейсджампинг не настолько распространен, чтобы бренды начали выпускать отдельную линейку. Если парашют для бейсджампинга вам предоставят, то об остальной экипировке нужно позаботиться самостоятельно:
- Обувь – ее размер должен быть на 5 мм больше того, который вы носите в повседневной жизни, подошва толстая с высокой амортизацией;
- Спортивная одежда – куртка с рукавами кроя «реглан» из эластичных материалов и брюки, ткань не должна быстро промокать и стеснять движений. Наличие карманов – полезное дополнение;
- Наколенники – этот элемент защиты так же важен, как каска, ведь даже небольшой удар о камень будет не только болезненным, но и опасным. Смогут ли вам оказать экстренную помощь на маршруте – неизвестно.
Покупайте экипировку ярких расцветок – она способна спасти вашу жизнь, облегчив поиски для спасателей. Вас увидят издалека и не пройдут мимо – какие еще аргументы нужны в пользу красного или желтого цвета?
Бейсджампинг в России
Российские бейсджамперы ничуть не обделены высотками, предназначенными для экстремальных прыжков. Вернее, строили их для других целей, но любителей пощекотать нервы это ничуть не волнует. Откуда же можно спрыгнуть?
- Небоскреб Меркурий в Москва-Сити, столица РФ – недавно построенное здание высотой 350 метров притягивает внимание столичных жителей. Сюда приезжают люди, которые ранее прыгали с Останкинской башни, но теперь ищут более острых ощущений;
- Мост Скайбридж в Сочи – падать придется чуть больше 200 метров, объект принадлежит Скайпарку, поэтому о безопасности и снаряжении можно не беспокоиться. Кстати, тут доступен не только бейсджампинг в Сочи, но и отдых в веревочном городе на деревьях, в парке аттракционов, среди пещер или на высотных качелях над ущельем. Цены – от 10 долларов за вход;
- Качинский каньон, Крым – здешние скалы излюблены спортсменами, высота достигает 140 метров, открываются невероятные виды на море и горы. Также любители бейсджампинга в Крыму могут посетить Форосский Кант, Ласпи, Кошку, Куш-Каю, словом, места есть по всему черноморскому побережью;
- Труба в Павловске и Гвоздь – востребованные объекты в Санкт-Петербурге, высота 88 и 40 метров, соответственно. Цены – от 18 долларов, в выходные нужно записываться заранее, так как бывает многолюдно.
Самый высокий бейсджампинг в мире
Рисковые люди имеют практически безграничный выбор мест, где можно прыгнуть бейсджампинг – это башенные краны, высотки, ТЭЦ, антенны компаний связи. Главное требование – конструкция должна быть стабильной, а приземление осуществляется на безопасную площадку. Какие же самые высокие места для бейсджампинга существуют в мире? Где мечтает побывать и новичок, и профи?
- Мост Ройал-Гордж в Колорадо, США – не то, что прыгать, даже стоять здесь страшно, ведь внизу вас ожидает скалистая пропасть. Высота – 321 метр, эта конструкция длительное время считалась высочайшим подвесным мостом в мире. Если любите компании, приезжайте летом, тут проводится фестиваль бейсджамперов, и собираются спортсмены со всего мира;
- Башня Макао в одноименной провинции Китая – пролететь 233 метра придется вниз головой, будет действительно страшно, зато вы сможете с уверенностью хвастать, что покорили одну из самых крутых вышек современности. Радует, что снаряжение здесь профессиональное, а экипировка занимает приличное время – можно даже почувствовать себя в безопасности;
- Плотина Верзаска в Тичино, Швейцария – идеальный вариант для людей, которые приехали в Альпы покататься на лыжах, но горы им наскучили, хочется чего-то фееричного. Тогда привязывайте веревку к ногам и летите вниз 220 метров – развлечение доступно даже ночью, а интересное освещение добавляет колорита;
- Мост Блукранс, ЮАР – эта арочная конструкция имеет высоту 216 метров и находится в сердце Африки. Снизу – каньон, но вы вряд ли сможете его осмотреть, пока будете стремительно спускаться к земле. Стоимость одного прыжка около 80 долларов;
- Мост Европабрюкке в Инсбурке, Италия – сооружение находится в живописном местечке прямо на границе с Австрией, понравится любителям природы и красивых снимков. За прыжок придется отдать 170 долларов, а высота моста составляет 192 метра – достаточно, чтобы испугаться и проверить свой инстинкт самосохранения.
К слову, есть и более страшные места, например, скала Эль-Капитан в Калифорнии высотой 900 метров. Официально тут прыгать запрещено, но кого отпугнут запреты? Также бейсджамперы едут в Норвегию к Стене Троллей – здесь реально опасно, а многочисленные уступы способны привести к трагедии. А вот с башни Бурдж-Халифа в Дубаи можно прыгать вполне официально – власти разрешили это развлечение и даже пригласили на работу персонал, обслуживающий спортсменов.
Положительные стороны и особенности бейсджампинга
Конечно, требования для участников экстремального туризма остаются те же — вы не должны иметь явных проблем со здоровьем. Детям также не рекомендуется пробовать бейсджампинг.
Несмотря на то, что повышенное давление и проблемы с кровеносными сосудами по прежнему остаются насущной проблемой для потенциальных любителей бейсджампинга, он имеет шикарные плюсы:
- Адреналин. Действительно, даже во время одного сеанса бейсджампинга, как сказано в начале, можно вспомнить всю свою жизнь в начале и пожалеть, что не прыгнули раньше в конце. Ведь это очень захватывающий вид спорта, уходящий корнями в далёкую эпическую древность. Что может быть круче?
- Безопасность. Да, адреналиновый спорт не бывает безопасным априори, но обеспечить безопасное получение адреналина — задача каждого организатора любого бейсджамперского мероприятия. Парашют будет проверен несколько раз, вы будете проинструктированы и полностью готовы к полёту, а место приземления будет специально расчищено;
- Подготовка. Вам не нужно столетиями учиться прыгать с высоток для сеанса, следует лишь соблюдать правила.
Чем впечатляет бейсджампинг?
Бейсджампинг это довольно опасный вид спорта, являющийся, однако, одним из самых древних. Что такое бейсджампинг? Его можно сравнить с прыжком с парашютом, но это не совсем является правдой. Под бейспджампингом понимается использование фиксированных высоких объектов для резкого спуска после прыжка.
Несмотря на кажущуюся опасность данного вида туризма, практически каждый начинающий бейсджампер после первого прыжка задаёт себе довольно странный вопрос: «Почему я не прыгнул раньше?». Представляете, бедный человек переосмыслил всё своё прошлое, уже приготовился к самому худшему, и приходит к выводу, что прыгнуть нужно было гораздо раньше. Великий спорт, вам так не кажется?
Конечно, этот спорт не всегда был таким доступным для всех классов населения и по сей день в некоторых странах мира официально запрещён, а в России до определённого времени считался хулиганским. Но табу есть табу, они снимаются через некоторое время. Теперь бейсджампинг официально признан спортом, существуют федерации и школы беймджампинга, в которых происходит процесс обучения.
Заниматься на профессиональном уровне бейсджампингом может не каждый. Для этого нужен определённый опыт, например, у вас должно быть не меньше двух сотен прыжков с парашюта. Прыжок с парашюта априори является более лёгкой затеей, чем прыжок с высотки по типу бейсджампинга.
Опасно ли заниматься бейсджампингом?
Бейсджампинг – это, безусловно, опасный вид спорта, трагедии в котором – не редкость. Причина проста: длительность полета минимальна, поэтому человек просто не успевает решить возникшие трудности, у него слишком мало времени для концентрации внимания. Статистика показывает, что:
- за год погибает около 20 бейсджамперов, необязательно это будут новички, зачастую к излишнему риску склонны профи, желающие добавить «огонька»;
- самым опасным считается прыжок со скал – свыше 70% спортсменов разбиваются именно здесь;
- чаще всего к гибели приводит нераскрытый парашют, хотя можно удариться о выступы скал, запутаться в стропах, занять неправильное положение в воздухе из-за неконтролируемого вращения.
Снизить вероятность негативных последствий поможет ответственный подход к делу – помните, что продемонстрировать свою смелость перед друзьями, конечно, приятно, а вот разбиться – уже нет. Поэтому забудьте о «показных выступлениях» и прыгайте только в свое удовольствие, прислушиваясь к советам опытных «коллег».
Есть ли противопоказания?
Как и в любом спортивном направлении, здесь есть перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых от прыжка стоит отказаться или перенести его на более благоприятное время:
- психические расстройства, включая острую реакцию на стресс и нарушения адаптации, неправильное восприятие реальности;
- травмы конечностей, спинного, головного мозга, костей скелета, переломы, грыжи;
- офтальмологические заболевания, в том числе, отслойка сетчатки;
- проблемы с сердцем и сосудами – хронические заболевания, нарушения сердечного ритма, инфаркт, инсульт;
- недавно перенесенные операции.
Минимальный возраст для прыжков – 18 лет, несовершеннолетних ребят не возьмут, так как это дополнительные риски для организаторов. А вот верхняя планка ограничена только здоровьем и самочувствием.
Бейсджампинг – это спорт для отчаянных и бешеных парней и девушек, которые грезят острыми ощущениями, не боятся рисковать, хотят доказать себе, что могут больше. Если жизнь кажется слишком пресной, будни серые, ничто уже не радует, просто прыгните в пропасть с парашютом за спиной и будьте уверены: после такого эмоционального разряда любые невзгоды и тяготы судьбы покажутся просто смешными или, хотя бы, уйдут на второй план. Это стоит того, чтобы попробовать!
Особенности вида спорта
Профессиональные спортсмены, занимающиеся бейсджампингом, совершают прыжки не только с различных высоких строений и природных объектов, но и применяют при этом различный инвентарь, который используется в различных видах спорта. Например, могут спрыгнуть на велосипеде или со сноубордом.
Так как присутствует большой риск, этот вид спорта для детей не подходит.
Как любительский вид экстремального спорта, бейсджампинг был создан 1978 году. Именно в это время были совершены первые прыжки со скалы Эль-Капитан, заснятые на специально подготовленные видеокамеры. Для первых прыжков использовался парашют типа «крыло».
Конечно, прыжки с высоты предпринимались и ранее, но все они были бессистемными и больше одноразовыми, что не могло способствовать привлечению любителей острых ощущений, а значит зарождению нового вида спорта.
И только заснятые на видеокамеру прыжки, смогли привлечь к себе внимание экстремалов, что неизбежно привело к развитию сообщества профессиональных джамперов.
И хоть бейсджампинг в чем-то похож на парашютный спорт, все же будет от него отличаться. И этому есть несколько причин:
- все прыжки совершаются с относительно небольшой высоты;
- вокруг объекта имеются другие объекты, которые могут стать препятствием для непрофессионала;
- скорость свободного падения будет значительно меньше, чем у обычных парашютистов, причем очень часто для этого остается несколько секунд;
- перед прыжком бейсджамперам необходимо взобраться на объект, с которого будут прыгать, что не всегда легкий труд. В этом плане парашютистам значительно проще, ведь их понимает на нужную высоту самолёт или вертолет;
- если парашютисты могут использовать при прыжке воздушные потоки, то у бейсджамперов такой роскоши нет. Это связано с меньшей скорости, а потому есть риск получить дестабилизацию тела, что в конечном итоге приведет к неконтролируемому вращению, а значит произойдет запутывание в стропах или врезаться в объекты, находящиеся поблизости;
- для прыжков требуется не только специальный парашют, но приземляться приходится не всегда не подготовленные площадки.
Такое отличие от парашютного спорта, делает ощущения более острыми, да и спортсмены могут ощущать себя избранными, ведь мало кто рискнет прыгать, например, в центре города.
Причем стоит понимать, что не смотря на отсутствие запретов, данный вид спорта может стать причиной к привлечению по административному делу, ведь очень часто проникновение без разрешения на различные объекты, в том числе и находящиеся в частной собственности, будут приравниваться к хулиганству.
Да и нарушение правил техники безопасности так же карается штрафом. Именно по этой причине, профессиональные спортсмены, занимающиеся бейс-прыжками, стремятся получить все необходимые разрешения на официальном уровне.
История возникновения
Единичные бейс-прыжки фиксировались с 1700 по 1970 год – их выполняли конструкторы-изобретатели, спортсмены и каскадеры. Несмотря на формальное соответствие условиям бейсджампинга, эти прыжки нельзя называть разновидностью экстремального спорта.
При этом первые «парашютисты» на самом деле были бейсджамперами – ведь исходно парашюты испытывали, прыгая с неподвижных и невысоких (по сегодняшним меркам) объектов – статуй, обсерваторий, соборов.
В 70-х годах 20 века начались эксперименты по парашютным прыжкам с трамплина – но их техника слишком напоминала привычные прыжки с самолета, чтобы называться бейсджампингом.
Почти в то же время американец Карл Бениш на основе своего парашютного опыта и расчетов доказал, что прыжок с парашютной системой с зафиксированной основы возможен – при грамотном отрыве от базы поток воздуха будет относить прыгуна в сторону.
Днем рождения бейса считают 8 августа 1978 года, когда Бениш зафиксировал с помощью видеосъемки прыжки своих друзей со скалы Эль-Капитан. Тогда был в первый раз применен прямоугольный парашют («крыло») и трекинг – прием, когда прыгун летит горизонтально, находясь в свободном падении. Именно Карл Бениш и считается «отцом» бейса, ему же принадлежит авторство акронима BASE.
В конце 1980 года проводятся многочисленные эксперименты в прыжках, а журналисты активно представляют бейсджампинг как источник невероятного адреналина.
С 1981 года аббревиатура обретает смысл – Карл Бениш учреждает список для бейсджамперов, прыгнувших хотя бы однажды с каждого из 4 объектов, и начинает издавать журнал «BASE Magazine». В этом же году бейс оформился как вид спорта, а в Америке появилась Ассоциация бейсджампинга.
В 80-х годах число бейсджамперов растет, достигая сотен. В 2001 году в столице Малайзии прошел первый мировой бейс-чемпионат – в нем участвовали 50 джамперов из 16 государств, среди которых были и россияне.
Сравнение с парашютным спортом
Бейсджампинг – это (такое занятие требует не только опыта, но и сильной психики) вид экстремального спорта, прародителем которого считается парашютизм. Однако в реальной жизни общих черт у них немного, несмотря на то, что в обоих случаях полет/падение происходит по вертикали, а для приземления применяют парашют.
Принципиальные различия между бейсом и парашютизмом представлены в таблице:
Классические прыжки с парашютом | Бейсджампинг | |
Тип базы для прыжка | Движущийся на большой высоте (1000 м и более) летательный аппарат | Неподвижные объекты, высотой от 40 до 1000 м, а чаще – до 600 м |
Скорость падения спортсмена | Ввиду большой высоты парашютист успевает разогнаться и падает с высокой скоростью – около 20 км/ч | Скорость падения не столь высока, что обусловлено небольшой высотой |
Время нахождения в прыжке | Порядка 15 сек | Менее 5 сек |
Наличие времени и условий для стабилизации положения тела в процессе падения | Парашютист падает дольше, но с более высокой скоростью – поэтому воздушный поток помогает спортсмену стабилизировать положение тела, даже если исходно оно было некорректным | При неверном исходном положении очень велик риск запутаться в парашюте или спровоцировать отказ снаряжения. В бейсе такое может привезти к серьезным телесным повреждениям или гибели |
Применяемое оборудование | Обычная парашютная система, которой для ввода в работу требуется 100–200 м (раскрывают купол, конечно, намного раньше) | Особая парашютная система, начинающая «работать» через 15–40 м |
Место для приземления | Даже если проводятся испытания на точность приземления, сама территория довольно обширная. Если прыгун «промахнется», каких-либо критичных последствий не будет | Как правило, место для приземления не готовится специально. Вдобавок, падая, приходится умело управлять парашютом, чтобы попасть на относительно небольшую площадку |
Наличие страховочного оборудования | Запасной парашют + страховка | В запасном парашюте нет необходимости – если первый не раскроется, на «вторую попытку» не будет времени. Страховка также не предусмотрена |
Общие условия прыжка | Спортсмена поднимает на нужную высоту самолет | Бейсеру приходится подниматься или даже лезть в гору, чтобы попасть на базу для прыжка. Это восхождение само по себе может стать экстремальным. Кроме этого, «городские» прыжки часто можно осуществить только в ночное время |
Бейсджампинг часто называют в большей мере «испытанием нервов», противопоставляя его парашютизму, где главную роль играет физическая подготовка и умение обращаться со снаряжением.
Чем отличается бейсджампинг от вингсьюта?
Бейсджампинг и вингсьют имеют общего «предка» – это классический парашютный спорт. Однако общим у них является только приземление при помощи парашюта. В вингсьюте применяют костюм особой конструкции, позволяющий человеку обрести аэродинамическое равновесие, и придающий полету сходство с полетом птицы – бейсеры же «летают» в обычной одежде.
Прочие различия этих разновидностей экстремального спорта приведены в таблице:
Бейсджампинг | Вингсьют | |
Основное снаряжение | Парашют | Сконструированный особым образом костюм-вингсьют – для полета и небольшой парашют – для посадки |
Принцип движения | Свободное падение плюс замедленное движение с парашютом – для приземления | Планирующий полет с преобладанием движения по горизонтали со снижением скорости по вертикали. Некоторые костюмы даже позволяют набрать высоту в полете. Парашютную систему используют только для приземления |
Время в полете | До 5 сек | До 5 мин – при стандартной выброске из самолета на высоте 4 км, и до 15 мин – при выброске на максимальной высоте (11 км) – так называемые
высоковысотные прыжки |
Снаряжение | Один основной парашют | Вингсьют и парашюты – основной и запасной плюс страховка |
Групповые полеты | Бейс в группе создает больший риск и подходит только для опытных спортсменов | Вингсьют-полеты в «стае» при определённых условиях, напротив, уместны для новичков в пилотировании |
Регистрация в качестве вида спорта | Бейсджампинг признан спортом лишь в некоторых странах – там имеются ассоциации бейса и официальные школы | Вингсьют признан Международной авиационной федерацией и включен во Всероссийский реестр видов спорта |
Есть у бейса и вингсьюта общий «потомок» – проксимити-полеты, когда спортсмен в вингсьюте прыгает со скалы и летит, будто огибая ее по спирали не небольшом расстоянии (от proximity – соседство). Когда приходит время раскрывать парашют, вингсьют-пилот отлетает от склона.
Какие бывают прыжки
1. «Пайлот-шут-ассист» (или просто «ассист»). Для выполнения прыжка нужен ассистент, который будет держать вытяжной парашют в руке до полного вытягивания строп, стоя на месте совершения прыжка. Есть разновидность «ассиста» — когда парашют прикрепляется к чему-либо на месте совершения прыжка обрывной стропой. Применяется при прыжках с небольших высот или в том случае, когда необходимо быстрое открытие парашюта. Так же, такой прыжок практикуется на начальном уровне обучения бейсджампингу.
2. «Фрифол». Самый распространенный вид бейс-прыжков. Джампер самостоятельно раскрывает парашют после отделения от площадки: прыгун выбрасывает вытяжной парашют либо из специального кармана на парашютном ранце, либо из руки.
3. Групповые бейс-прыжки. Это очень зрелищный трюк. Но при его выполнении уровень риска сильно возрастает. Поэтому подобные прыжки выполняются только очень опытными спортсменами.
4. «Макконки» (или «Ролл овер»). Для этого прыжка купол свешивается с площадки перед джампером, прыжок совершается через переднее сальто. Главное в прыжке — не упасть в купол после сальто. Практикуется прыжок в штиль. Есть разновидность такого прыжка, известная как «ютадроп», когда парашют раскачивается рукой или при помощи ветра, а джампер прыгает между куполом и объектом.
5. Бейс-акробатика. Очень опасный трюк, требующий большого профессионализма. Это выполнение разнообразных акробатических упражнений в свободном падении до момента раскрытия парашюта. Выполняется обычно на максимальных для бейс-джампинга высотах.
6. «Вронг вэй». При выполнении этого прыжка парашютный ранец надевается не на спину, а на грудь. Соответственно, после раскрытия парашюта джампер летит спиной вперед.
7. Вингсьют. Это прыжки в специальном костюме, который моделирует форму птичьего крыла, создающего подъемную силу. Это не вертикальные прыжки. В вингсьюте джампер может пролетать довольно большие расстояния, в зависимости от высоты прыжка.
Оборудование
Бейсджампинг – это такое занятие, которое на фоне вингсьюта и классического парашютизма выглядит почти «бюджетным». Здесь не требуется ни самолета, из которого прыгает парашютист или пилот вингсьюта, ни самих «крыльев», ни страховочных приспособлений.
Однако к оставшемуся снаряжению предъявляют жесткие требования, в частности:
- основной парашют (купол) – используют парашюты «крыло» прямоугольной формы, 7-секционные. Бейс-парашют должен раскрываться быстро, не жестко, а купол должен быть устойчивым и допускать нужную точность приземления (стоимость около 100 тыс. руб.);
- парашютный ранец – его подбирают, исходя из размеров парашюта и роста спортсмена. Ранец не должен стеснять движения. Если размер ранца подобран неверно, он будет затруднять выдергивания основного парашюта (стоимость от 25 тыс. руб.);
- анемометр (прибор для измерения скорости ветра) – стоимость прибора относительно невелика – от 2 тыс. руб. При этом сила и направление воздушных потоков могут оказаться решающими факторами, влияющими на качество и безопасность прыжка;
- экипировка – начинающему бейсеру понадобится шлем и очки, также рекомендуется подобрать удобные кроссовки с хорошей амортизацией и жесткие наколенники. Одежда должна быть закрытой, плотной и эластичной. Украшения в виде выступающих деталей или крючков, в том числе на одежде, недопустимы.
К парашютной системе (ранец плюс купол) для бейса предъявляют еще одно важное требование – она не должна быть тяжелой. Часто бейсеру приходится самостоятельно восходить или даже лезть в гору для того, чтобы прыгнуть. Тяжелое снаряжение измотает спортсмена и ухудшит концентрацию перед полетом.
Бейсджамперы уделяют повышенное внимание укладке купола – в сравнении с классической парашютной системой на укладку бейс-ранца требуется больше времени.
Разновидности бейс прыжков
В бейсджампинге есть базовые прыжки и усложненные трюки для опытных (и исключительно рисковых) спортсменов.
Среди популярных приемов выделяют:
- пайлот-шут-ассист (ассист) – как следует из названия, здесь потребуется помощник. При отрыве ассистент удерживает вытяжной парашют (медузу) до окончательного вытягивания строп. Ассистом прыгают с очень низкой базы, когда требуется ультраскоростное открытие парашюта либо при обучении начинающих бейсеров. Прием используют, выполняя особо рискованный бейс в паре (тандем);
- прыжокна обрывную – разновидность ассиста, когда стренга, соединяющая медузу и основной купол, крепится к чему-либо на базе при помощи отрывной стропы. Именно стропа играет роль ассистента – при открытии купола стропы натягиваются и она рвется. Как и ассист, прием позволяет снизить риск запутывания/нераскрытия купола;
- фрифол – популярнейший бейс-прыжок. Открепившись от базы, джампер должен сам раскрыть парашют, вытянув медузу (ее помещают в ранец или держат в руке). При обучении прием отрабатывается после ассиста;
- макконки (ролл овер) – купол распускают и свешивают с базы перед спортсменом. Затем бейсер отделяется с базы, делая сальто вперед. Основная задача – при перевороте не упасть в купол. Стренгу с медузой снимают (поскольку вынимать парашют уже не нужно), а слайдер перемещают вниз. Такой тип прыжка допустим при полном отсутствии ветра (не более 0,5 м/с). Трюк назван по имени Шона Макконки, прыгнувшего так впервые – сам он увидел подобный прыжок в исполнении парапланеристов;
- ютадроп – назван в честь Джонни Юта. Парашют раскачивают вручную или ветром, затем спортсмен отделяется, стремясь попасть между стеной основания (здания или горного склона) и парашютным куполом;
- ронг-вэй – парашютную систему надевают не привычным способом, а располагают на передней части туловища. После прыжка спортсмен летит спиной вниз;
- тард – напоминает ютадроп. При отделении от базы спортсмен держит налистанный (сложенный в особом порядке) основной купол в руках, а оказавшись в воздухе, сразу выкидывает парашют. Вытяжной парашют не нужен, слайдер опускают вниз;
- трюки с акробатическими элементами – требуют физподготовки и опыта в бейсе. Акробатику выполняют в свободном полете до вытягивания парашюта. Такие трюки чаще осуществляют с максимальной для бейсджампинга высоты – от 600 м;
- технобейс – так условно определяют прыжки с инженерных объектов – это могут быть небоскребы, заводские трубы, антенны, линии электропередач. Отдельную сложность представляет само проникновение на объект с пропускным контролем;
- бейс-тандем – прыжок вдвоем, используется прием «ассист». С одной стороны упрощается открытие парашюта, с другой – появляются новые риски;
- групповые бейс-прыжки – одновременно прыгают несколько спортсменов, часто еще и выполняя акробатические трюки. Это самая зрелищная, сложная и опасная разновидность бейса;
- бейс-климбинг – прыжки с горных вершин, на которых предварительно взбираются при помощи альпинистской оснастки. Иногда само восхождение занимает несколько недель, а прыжок затем осуществляют в вингсьюте. Именно это направление развивал Валерий Розов – мировой рекордсмен из России;
- прыжкив ветронепроницаемом костюме с воздухозаборниками (трексьюте). Такая экипировка позволяет лететь горизонтально – хотя и не так долго, как в вингсьюте;
- вингсьют-бейс – прыжок в вингсьюте с неподвижного объекта, позволяющий уменьшить вертикальную и увеличить горизонтальную скорость;
- проксимити-полет – спортсмен прыгает со скалы в вингсьюте и далее следует на небольшом расстоянии от склона. Затем пилот вылетает из горной цепи и раскрывает парашют для посадки.
Также к бейсу часто относят фри-бейс-соло – альпинизм, где вместо страховки применяют не веревку, а парашютную систему.
С чего начать новичку – полезные советы
Начинающему спортсмену придется многое изучить и освоить – помните, что это развлечение не прощает халатного отношения и спешки. Идеально, если вы пройдете обучение и примкнете к группе опытных бейсджамперов, клубы которых работают во многих городах. Если вы новичок и только готовитесь к первому полету, следуйте полезным советам:
- Заранее определитесь, готовы ли вы рисковать – посмотрите записи несчастных случаев, осознайте, что это может случиться и с вами;
- Работайте на точность – важно научиться управлять парашютом, уметь правильно приземляться, поэтому начальные навыки парашютизма не будут лишними;
- Начинайте с малого – не стоит сразу гнаться за высотой, пробуйте свои силы в регионе, не уезжая на далекие курорты, вам нужно «набить руку»;
- Контролируйте свою физическую форму – вы должны быть выносливы, так как придется часто подниматься в горы, выдохнуться еще до начала испытания будет прискорбно;
- Освойте базовые понятия скалолазания, чтобы вы могли вязать веревки, подниматься и спускаться по отвесным участкам.
Также будет полезна акробатика и умение контролировать свое тело. Не помешает страховой полис, если за границей вы получите травму, сможете рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание.
Самые популярные места в мире среди бейсджамперов
Бейсджампинг – это такое занятие, которое предполагает не только расходы на снаряжение, но и на поездки по различным уголкам мира. Принято считать, что на территории одного города или даже страны долго прыгать не захочется – каждый прыжок должен быть уникальным, нести для спортсмена особую атмосферу.
Среди популярных у джамперов мест:
- водопад Анхель в Венесуэле – самый высокий в мире (979 м). Популярный у альпинистов и скалолазов водопад не мог не привлечь внимание бейсджамперов – здесь можно сочетать бейс со скалолазанием. Дополнительную сложность для прыжка создает завеса из водных капель, окружающая водопад;
- мост Нью Ривер Гордж в США (штат Западная Вирджиния) – возвышаясь над водой почти на 300 м, сооружение пользуется популярностью у экстремалов. Ежегодно каждую третью субботу октября с моста можно прыгнуть легально – автомобильное движение по нему полностью прекращается ввиду празднования Дня моста. А поскольку праздник собирает множество публики, то недостатка в зрителях у джамперов также не будет;
- телебашня KL Тауэр в Малайзии – эта страна известна доброжелательным отношением властей к бейсерам. Поэтому в Куала-Лумпуре (столице) имеются сразу 2 отличных места для прыжков – уже упомянутая телебашня и башни Petronas, где проходил первый в мире бейс-чемпионат;
- отель Бали в Испании – самая высокая гостиница в Европе (52 этажа). Здесь проводят соревнования по бейсу – настоящие шоу, собирающие толпы зрителей-туристов. Профессиональным джамперам разрешается прыгать с крыши официально;
- башня Бурдж-Халифа (Дубай) – здание-мировой рекордсмен привлекло бейсеров уже в процессе строительства. Позже прыжки были разрешены официально (по согласованию с городскими властями);
кадр бейсджампинг с Бурдж-Халифа - мост Перри в США (штат Айдахо) – 148-метровый мост пользуется у бейсеров особой популярностью ввиду того, что с него можно легально прыгать круглый год;
Сакральными для бейсеров местами можно назвать гору Эль-Капитан (910 м) в Америке и Стену Троллей (вертикальные участки высотой до 1000 м) в Норвегии. Эль-Капитан – это место, где родился бейсджампинг, а Стена Троллей с ее опасными выступами требует от бейсера огромного мастерства – здесь в 1984 году погиб Карл Бениш.
Прыжки с обеих «достопримечательностей» запрещены законом, но привыкших к полулегальному проникновению на объект спортсменов это не останавливает.
Появление и развитие вингсьютинга
При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году погиб при испытании «плаща-парашюта» собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.
Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.
Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.
К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.
Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.
В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:
- вместо двух крыльев их стало три;
- крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).
Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.
Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:
- вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
- вингсьют-акробатика.
В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.
Правила вингсьютинга
Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.
Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.
Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.
Итоги
Мы рассмотрели такой экстремальный вид спорта, как бейсджампинг что это и кто такие эти бесстрашные спортсмены
- https://zextrem.com/vozdux/parashyutnyj-sport/vidy-parashyutov.html
- https://velomania.su/parashyuty/minimalnaya-vysota-pryzhka-s-parashyutom.html
- https://touristam.com/beysdzhamping.html
- https://www.ikirov.ru/news/19822-chto-takoe-beysdzhamping
- https://GlonassTravel.com/destination/vidy-turizma/sport-ekstrim/bejsdzhamping/
- https://oksait.ru/sport/bejsdzhamping/
- https://StoneForest.ru/sport/extreme/vingsyuting/