Мокша — значение теримина в философии и связанные с ним понятия

Иллюзорная реальность

Согласно данному учению, человек, отождествляя душу с телом и материальным миром, в котором она пребывает, принимает себя за того, кем на самом деле не является. Поэтому он находится во власти майи, скованный её цепями. Данное слово переводится как «не это», то есть обман, неверное восприятие действительности. Чтобы осознать, что такое мокша в философии индуизма, необходимо понять суть видимой глазами и воспринимаемой другими органами чувств реальности.

Материальный мир порождается высшей духовной энергией и есть лишь её трансформация, то есть отражение чего-то действительного, что осознаётся как несуществующее. А вместо этого иллюзорное кажется реальней настоящего, хотя на самом деле истиной является лишь единство чистого духа с энергией божества и высшим совершенством.

Связанные понятия

В индуизме существует много взглядов на природу Бога, основанных на монотеизме, политеизме, пантеизме и монизме. Нирва́на, Нибба́на (от санскр. निर्वाण, nirvāṇa IAST, пали nibbāna — «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в сансаре. Санса́ра или самса́ра (санскр. संसार, saṃsāra IAST «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары». Философия индуизма развивалась на Индийском субконтиненте на протяжении более двух тысячелетий после окончания ведийского периода. На её основе появились шесть основных ортодоксальных, теистических школ индийской, или индуистской философии, называемых астика. Эти школы впоследствии отождествились с классическим индуизмом, который развился из древней ведийской религии. Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharma IAST, пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»).

Конец цепи перерождений

Пока душа (атман) не осознает свои заблуждения, она оказывается прикованной к миру так называемого обусловленного бытия, проходя одно за другим мириады мучительных перерождений и тяжких болезненных смертей, то есть находится в карусели сансары. Она не понимает, что бренному слишком далеко до истинного величия красоты и совершенства царства, где правит свободная мысль. Индуизм сравнивает плоть с оковами, а тленный, приходящий, вечно меняющийся и непостоянный мир — с нераспустившимся цветком, чьи характеристики могут быть только скрытыми и потенциальными.

Захваченные в плен собственными пороками, отравленные гордыней, души отвергают законы божественного предопределения, хотя рождены для высокой радости и беспредельной благодати. Они по-настоящему не понимают, что такое мокша. Определение этому понятию в индуизме даётся однозначное: осознание сущностью тождественного единения с Брахманом (Абсолютом – источником жизни), выражающееся состоянием полного блаженства (сатчитанандой).

Что такое мокша:определение

Чем отличается мокша из нирваны

Конец череды перерождений приходит и с достижением нирваны. Но чем же отличаются это два состояния? Последнее является высшей целью стремления в буддизме. Это восточное религиозном учении, имеющее с индуизмом глубокие общие корни и сходные черты, но и существенные отличия. Буддизм стремится к духовному пробуждению и просветлению, в нём не существует богов, а только постоянное самосовершенствование. В принципе, указанная философия, являясь скрытым атеизмом, просто не может верить в слияние души с высшим разумом, в то время как мокша это именно подразумевает. Состояние нирваны считается, по сути, уничтожением страдания и достигается обретением высшего совершенства. Буддистские тексты не дают точных определений данному понятию. С одной стороны, получается, что это утверждение собственного «Я», а с другой – доказательство его полного реального несуществования, вечная жизнь и самоуничтожение одновременно.

Различие трактовок

Мокша в философии индуизма представляется во множестве трактовок, которые дают различные направления этого религиозного учения. Самая многочисленная по количеству последователей ветвь этой религии — вайшнавизм — утверждает, что при достижении данного состояния душа становится преданным и благодарным слугой Высшей Сущности, которая именуется, опять же, по-разному. Её называют Нараяной, Рамой, Кришной и Бхагавана Вишну. Другое течение — двайта — учит, что полное единение человеческой души с высшей энергией вообще невозможно по причине непреодолимых различий.

Как достигнуть мокши

Выяснив, что мокша – это духовное перерождение для единства с Божественной сущностью, остаётся только определить, каким образом возможно достичь такого состояния. Для этого необходимо освободиться от цепей кармы. Переводится это слово как «судьба», но по сути означает предопределение не только в одной из жизней человека, а во всей череде перерождений. Здесь кажется всё просто: плохие поступки приковывают человека к сансаре, хорошие – соединяют с Богом. Однако в джайнизме мокша — это освобождение от любой кармы, при этом неважно, является ли её действие положительным или отрицательным. Считается, что если подобные связи с материальным миром всё-таки остались, то плоды их обязательно скажутся. Поэтому приходится избавляться не только от негативных черт, но и от всех привязанностей в земной жизни.

Мокша в философии индуизма

Где можно прочитать о мокше

О мокше рассказано во многих старинных священных текстах индуизма. Получить сведения о ней возможно в Махабхарате, Бхагавад-гите, Рамаяне и многих других писаниях Древней Индии. Они чаще всего повествуют, что данное стремление достигается беззаветной любовью к Богу и преданным ему служением. Школа вишишта-двайта учит, что, обретя высшее блаженство, человек пребывает уже в духовном теле, именуемом сатчитананда, вечно наслаждаясь совершенными взаимоотношениями с верховным божеством.

Происхождение названия реки Мокша


Бассейн Мокши

Некоторые исследователи считали формант -кша финно-угорским. Ф. И. Гордеев сопоставлял гидроним с лит. makasynė «грязь, слякоть», Ю. В. Откупщиков — с лит. mokšė «болото» [4] [5] . Вероятно, название оставлено древним индоевропейским населением Поочья, говорившем на языке, близком к балтийским. Гидроним сопоставим с индоевропейской основой meksha, означавшей «проливание, утекание». Предполагают, что в языке индоевропейских аборигенов мокша означала «поток, течение, река» и как термин входила в ряд гидронимов (реки Ширмокша, Мамокша и др.) [6] .

От названия реки произошло самоназвание одного из двух мордовских этносов — мокшане (мокш. мокшет).

Название «Мокша» упоминается монахом-миноритом Рубруком, послом французского короля Людовика IX к монгольскому хану Сартаку (1253 год).

В XX веке название реки было положено в наименование открытой в 1950-е годы в её бассейне примокшанской археологической культуры.

Исток

В монографии «Природа Пензенской области» указывается, что Мокша берёт начало выше села Выглядовка Нечаевского района (ныне Мокшанского) Пензенской области. По последним данным Мокша начинается в овраге из системы родников у деревушки Елизаветино. Исток Мокши находится на безлесном месте. Исследования проведенные в 2009—2010 гг. показали, что с юга с. Выглядовка среди возвышенных мест тянется низина (до с. Елизаветино) длиной около 6 км. Этот участок называют «Сухой Мокшей». В ложбине с песчаным и глинистым дном глубиной 20 — 40 см протекает пересыхающий ручей шириной 0.5-1.5 см (исследование проведено в мае 2010 г). Постоянное течение воды наблюдается ниже места впадения ложбины от святого родника, где также образуется небольшое расширение русла. Настоящий водоток течёт в сторону Выглядовки в слабо разработанном русле. Местами берега обваливаются на глазах из-за выбивания из них грунтовых вод, стекающих в русло. Дно низины где течёт ручей заболочено. По берегам ручья, заходя в воду растут кустарники ив, заросли рогоза широколиственного, камыша лесного и некоторых других влаголюбивых растений. Таким образом, исток Мокши представляет собой пересыхающий ручей, в настоящее время подпитываемый талыми и грунтовыми водами. Он тянется до с. Выглядовка постепенно превращаясь в постоянный поток.

Притоки (км от устья)

  • 34 км: без названия, у с. Восход
  • 49 км: руч. Ежачка
  • 51 км: Цна
  • 82 км: Урзева (Чёрная Речка)
  • 105 км: Вад
  • 121 км: Ермишь
  • 135 км: Шокша
  • 144 км: Юзга
  • 150 км: руч. Вяжка
  • 160 км: Ведяжа
  • 170 км: Варнава
  • 177 км: Ужовка
  • 183 км: Сарма
  • 191 км: Сатис
  • 231 км: Ломовка
  • 248 км: Большой Аксел
  • 258 км: Урей (Урейка)
  • 266 км: Шавиц (Варсклей)
  • 294 км: Нулуй
  • 295 км: Уркат
  • 302 км: Сухой Урей
  • 310 км: Варма
  • 338 км: Сивинь
  • 346 км: Шапа
  • 351 км: Гуменка
  • 360 км: Рябка
  • 373 км: Линьевка
  • 388 км: Большая Азясь
  • 412 км: Сезелка
  • 418 км: Мокшань
  • 420 км: Лопатино
  • 432 км: Унуй
  • 437 км: Исса
  • 464 км: Паньжа
  • 477 км: Шелдаис
  • 492 км: Камора
  • 497 км: Каурец
  • 500 км: руч. Модаев
  • 532 км: Ломовка
  • 540 км: Атмис
  • 545 км: Ивка
  • 553 км: Керка
  • 562 км: Лосьма (у пос. Горлицыно)
  • 563 км: руч. Вьюнка
  • 586 км: Медаевка (Мадаевка)
  • 596 км: Муромка (Ширкоисс)
  • 599 км: Скачки
  • 604 км: Юловка
  • 620 км: Азясь
  • 624 км: руч. Саранка

Бассейн реки Мокша

С обозначенного во второй главе пятачка река Мокша делает огромные излучины, а внутри – еще сотни петель. До хутора Колочаева правый берег крутой, левый – песчаный, низменный. Ниже берега отлогие. Везде. Луга подходят к воде чаще, чем леса. Дальнейшее течение реки Мокша очень извилисто. К примеру, в Мордовских Пошатах располагается крайний выступ самой крупной (северо-восточной) речной луки. А вот основной бассейн трудноразличим. Среднее течение реки Мокша отличается появлением еще большего количества стариц. Основная же река на всем протяжении может сужаться буквально до 5 метров в верховьях и до 15 метров в низовьях. Но даже ближе к устью бассейн реки Мокша остается цельным. Не «разлетается» на протоки. Все дело в том, что очень редко вода поднимается высоко. Котловина глубокая. Естественные расширения не больше 85 метров (близ Краснослободска). Только на рукотворных участках расстояния между кромками достигают 124-144 метров. Финальный бассейн реки Мокша по правую и по левую руку окружен огромными старицами. Дальнейшее поведение реки вам уже известно. В итоге стоит отметить, что береговые борта мало разрушаются. Хотя река равнинная, она прозрачная.

Достопримечательности реки Мокша

Кувака и Парижский пруд

Перед тем, как начать сплав по реке Мокша, вы непременно восхититесь Кувакой. Селом, в котором граф Воейков в начале прошлого века возвел заводик по производству минеральной воды. И он до сих пор действующий. Скважина была сделана недалеко от сказочных полян, где и сейчас выращивают экологически чистый мед. Рядом – в кристальных водах, разводят форель и прочую удивительно вкусную рыбину. Само предприятие ярко реконструировано по образцу первоначального. Есть что посмотреть.

Пройдя несколько километров вдоль «нашего» гидрологического объекта (встать на воду на этом отрезе еще нельзя) вы окажетесь в… Парижской Коммуне. Муниципия запоминается из-за пруда – самого значительно рукотворного расширения русла. Называется он соответственно Парижский пруд. Длина по фарватеру – 2 950, максимальное расстояние между береговинами – 280 метров. Периметр зарос рогозом.

Мокшан и его Сторожевая Башня

Стоянки на реке Мокша обязательно следует продолжить здесь. Из-за экскурсий по указному городу. Мокшан появился на российской карте в 1535 году (предположительно). Это была всего одна деревянная башня – блокпост времен войны с казанским ханом (кстати, башня реконструирована). А посад появляется лишь в 1679 г. Фортификации вокруг него строил воевода из Саранска. В 1780 году это уже «столица» уезда. Рабочий поселок на обозначенном месте образовался с приходом советской власти – в 1925 году. Он сохранил функцию районного центра. Мокшанские достопримечательности – Башня, церковь Богоявления Господня, дом-музей писателя Малышкина, храм Михаила Архангела. Мокшан вытянут вдоль М-5 на 5,5 километров.

Белая Гора – центр силы на реке Атмис

Очередная стоянка на реке Мокша должна организоваться в точке слияния с названной (в верхней строке) рекой. Можно сгонять в Каменку. Там 3 пруда, один из которых (похожий на рогатку) стоит у подножия большого холма. С «видовки» обозреваются все красивые местные ландшафты – изумрудное пограничье Мокшанского, Нижнеломовского и Наровчатовского района Пензенщины. В том числе реликтовый дендрарий Шуварская Дача. Можно поселиться на турбазе «Белая Гора» – с фешенебельным жилым фондом, ландшафтным парком, собственным оснащенным пляжем, двумя кафе и «местами силы».

Лес Шуварская Дача

В нескольких километрах дальше по курсу приток Старица уведет вас в дремучий, но безумно красивый массив. Река Мокша пока подождет… Чем интересна Шуварская Дача. Это – не ГЗ и даже не заказник. Просто кластер лесничества (нельзя рубить лес). Вход сюда свободен для «палаточника». Чем и следует воспользоваться. Тем более крохотный участок чащи выходит на водный урез. Хвороста хватает. Взору предстанут сосны, высокие экземпляры ольхи, пойменные широколиственники. Кроме речной пади Старица есть суходол безымянного ручья и 3 крохотных озера. А также святой родник – Святой источник 40 мучеников. Относится к подворью Троице-Сканового монастыря.

Троице-Сканов монастырь – идиллия пещерной жизни

Следующий участок течения реки Мокша славен для паломников, а заодно и спелеотуристов. Населенный пункт Сканово чрезвычайно популярен у путешественников из-за названной в заголовке мужской обители. Сам поселок получил «прозвище» благодаря речушке Скановой – а та от Скановой Пустыни. Ту в свою очередь окрестили так по фамилии бояр Исканских – уже первых русских владетелей этих мест. Разумеется, богомольцев больше привлечет само здание и религиозные артефакты. Судьба Пустыни связана со временем первого крещения мокшан. А самого монастыря – с 17 веком (именно тогда была возведена деревянная церковь Святой Троицы, привезена туда «Трубчевская» икона Божией Матери и открыт святой родник, который мы затронули выше). Однако остальная территория комплекса будет любопытна для людей любознательных, а то и вообще экстремалов. Разговор пошел о входе в «печеры». Причем, речь сразу о трех элементах геологической полости. Собственно, о храмовых пещерах, ходах «бродаса» Кудеяра. И о карстовой водной чаше, соединяющейся с не менее таинственной водной «артерией». По ней разбойники «Отмеченного Богом» и покидали лабиринт. Обычным туристам доступна только первая часть пещеры. Настоящим спелеологам не мешало бы побродить по остальным двум.

С ними связано много «чернокопательских» мифов, а также мордовских, татарских и даже русских народных легенд. Многие считают, что Кудеяр – всего лишь блудный сын Василия III от жены Соломонии, живший во второй половине 16 века. Однако на этого исторического персонажа лишь «наложился» легендарный образ самого известного «бродаса». «Кудеяровский» цикл начинал рождаться еще 250 лет назад – в период образования многонационального Казанского ханства. Именно тогда часть его населения (собственно «бродасы») сбежали на запад.

Наровчат – город мокшанской царицы

Сплав по реке Мокша приводит нас в самую священную для краеведов-мокшан агломерацию – Наровчат (бывший «град Наручать», в 13 веке называвшийся Нуриджан, а при ордынцах – Мохшей). Мокшанскую Княгиню Нарачату на западе называли «содовикой» (еще в Геродотовской исторической традиции вождей андрофагов принято было называть «содовиксами»). На самом же деле скифы говорили ученому греку другое слово – скорее всего, «согд а ваны» («чистые победители»). Просто андрофаги – единственные, кого скифы боялись в бою.

В 1395 году Тамерлан, начитавшийся античных хроник, решил стереть Нуриджан-Мохшу с лица земли. Дабы показать, что он не боится даже тех, кого боялись скифы. Поступок был откровенно глупым – в этом древнем посаде в те времена проживали торговцы, крестьяне, ремесленники и охотники. Из пепла «андрофагский» град возродился уже под именем Наручать, Наровчатское городище и, наконец, Наровчат. В 1780 году стал уездным центром, а в 1926 году – обычным селом. Новое имя ему дали по согласованию с мокшанской легендой о царице Нарачате (а Екатерина II обожала древнюю истории.). Сказание сообщает, что Нарачата (Нарчатка) по матери была не мокшанкой, а буртаской («бродаской»). Поэтому сражаться умела с детства. Отцом ее был главный мокшанский «содовикс» – «каназор». Звали его Пуреш. Пуреш освободил свою родину от власти Рязанского княжества, став союзником владимиро-суздальского князя. При этом в качестве врагов он приобрел союзников Рязани – огромное эрзянское княжество, возглавленное Пургасом и Волжский Болгар. А тут еще монгольская конница подобралась в 1236 году! В общем, легче было стать вассалом Батыя. Монголов пленила красота Нарчаты. Они называли ее Нуриджан («светлая дева»). А потому и город унаследовал ее имя – ведь вскоре она стала управлять сим княжеством. Еще больше интересного вы услышите (а главное – увидите) в музее истории и культуры буртасов. 19 столетие отмечено здесь развалинами Тюрьмы, а также милым изысканным Путевым Дворцом. Разумеется, визит связан и с осмотром памятника Нарчатке. Завершить экскурсию можно походом в экспозицию, устроенную в доме-музее Куприна.

Поселок Краснослободск – холмы с сокровищами и новый гидроузел

Тут прервите свою рыбалку. Реки Мокша располагает у Краснослободска единственной плотиной с водоохраной зоной. Она довольно симпатичная. Как и сам городок. Кстати, местные его всегда называли «Ош» («город»). Так как городище существовало еще до пришествия русских, которые назвали его Слободой (в первой половине 17 столетия он вырос как окраина личного приграничного поместья царской династии Романовых). А большевики сделали его Краснослободском (по вполне понятной политической причине). В 1679 году эта романовская твердыня сгорела. Царские постройки восстанавливать не стали. В 18 веке это уже уездный центр. Троицкий собор, Воскресенский храм и Краснослободская епархия – самые красивые здешние строения (грамотно и красочно восстановленные). А еще бросается в глаза избыток старинных зданий и часовен.

Окрестности муниципии некоторым известны еще больше. На ближайших холмах до сих пор пытаются отыскать 20 горшков с золотыми монетами, спрятанные здесь «бродасами».

3 моста. Недалеко (ниже по Мокше) строят плотину, по которой пройдет 4-й переезд, трасса. Многие не понимают для чего она нужна. Кстати, дальше река «разбрызгивается» на десятки стариц, намного более широких, чем она сама. В 2,5 км роща. Знатное место.

Село Стародевичье – точка расположения усадьбы Кондакова

В этом удивительном секторе русла (где река Мокша, расстается с болотами и лабиринтом стариц) сливается с узким ериком Большое. У просторной расчлененной деревни сразу 5 туристических брендов – история названия (загадка), останки купеческой усадьбы (с XIX столетия в Мордовии кроме нее сохранилось только 1 здание), расположение (улицы раскиданы по четырем «обзорным» холмам), самый чистый отрез мокшанского русла (его полюбили кувшинки и всякая рыба) и «брошенка» крахмального завода. Храм Николая Чудотворца – маленький, но яркий новодел. Березовые скверики.

Название мокшан

В бассейне реки Оки широко представлено использование гидронимов с заключительной частью -кша. Это Лакша, Сорокша, Шокша и, конечно, Мокша. Как считают учёные, такие названия рекам и притокам давали далёкие предки мокшан, древние индоевропейские племена.

В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.

Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.

Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е

Численность

Численность мокшан на территории Российской Федерации впервые приводит перепись 1926 г. и она составляет 392,4 тыс. По данным переписи 1989 г. только в республике Мордовия насчитывалось более 180 тыс. человек. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс. чел.

Историческая территория проживания мокшан — западные районы современной Мордовии, Тамбовская и Пензенская области, восток и северо-восток Рязанской области.

Происхождение народа мокша

Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.

В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.

Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.

А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований

Из глубин истории

Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.

В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.

Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.

Гийом де Рубрик в своих работах пишет:

“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”

Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.

Ответом монгольских завоевателей стала осада мокшан в Золотаревском городище. Бой у Золотарёвки был поистине кошмарным. Археологами было найдено огромное количество человеческих костей, части оружия защитников крепости. Без сомнения, мокшане оказывали упорное сопротивление атаковавшим их монголам.

Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»

Древняя история

Андрофаги, которых отождествляют с племенами Городецкой культуры, в частности с предками мокшан, впервые упоминаются у Геродота. Он же описывает скифо-персидскую войну 516—512 г. до н. э., которая затронула всё население Поволжья того времени. Вытеснившие скифов сарматы пришли как завоеватели и подчинили себе часть мокшанских кланов, однако вследствие своей малочисленности не смогли далеко распространить свою власть. В I—II тысячелетиях н. э. анты, славяне и мордва были самыми мощными и многочисленными народами Восточной Европы. В конце IV в. н. э. значительная часть мокшан присоединилась к гуннскому союзу, они участвовали в разгроме Остготского королевства в 377 г. н. э.. а затем достигли Паннонии. Снаряжение боевого коня у мокшан, в частности удила и псалии совпадают с ранними образцами конского снаряжения гуннской эпохи, их аналоги найдены также в памятниках Восточной Европы и Кавказа . В источниках XIII века мокшане упоминаются среди тогдашнего населения Паннонии и Богемии  . Мокшанские княжества Окско-Донского междуречья в этот период находились в союзе с гуннским государством Гунивар . В царствование Аттилы паннонские мокшане были частью его войска в походе на Рим. Археологические данные подтверждают , что границы мокшанских земель не менялись с IV по VIII век н. э. К этому периоду относят время золотого века и правление легендарного Тюштеня, вставшего во главе союза, объединявшего мордовские племена и, вероятно, другие восточно-финские народы. Около 450 года н. э. мокшане формируют союз с аланами в Поволжье , известный впоследствии под именем буртасы.

История средних веков

В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата. В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру  . Двумя годами позже он взял Итиль . К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки . В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет . В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош  В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия . В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Атямас вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь.

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у Чёрного леса недалеко от границы c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад. В начале 1241 года монгольское войско перешло через Карпаты и вторглось в Польшу. Роджер Бэкон в своей работе Opus majus упоминает, что мокшане находились в авангарде монгольского войска и участвовали во взятии Люблина и Завихоста. По утверждению Бенедикта Полоне мокшанское войско понесло значительные потери во время взятия крепости Сандомир в феврале и Кракова в марте того же года. По свидетельству Гийома де Рубрука и Роджера Бэкона, мокшане тайно вели переговоры с немцами и богемами и ждали случая перейти на их сторону, так как с их помощью надеялись избавиться от навязанного им союза с Бату. Предположительно 8 апреля Пуреш тайно встретился с Генрихом Благочестивым и сообщил об утреннем выступлении монголов и о своём намерении перейти на сторону силезов. В тот же день Пуреш заявил Субэдэю, что его воины устали и выступить утром не смогут. Субэдэй узнал о заговоре и предложил войску Пуреша сдать оружие и располагаться на отдых, однако ночью по его приказу сам Пуреш и часть его войска были перебиты спящими, остальные бежали.

Одежда мокшан

Несмотря на то, что мокша и эрзя считаются группами одного народа, их различия заметны даже человеку, далёкому от этнографических тонкостей. В первую очередь, разница видна в традиционной одежде, которую сегодня можно увидеть на многих местных праздниках.

У мокши национальный женский костюм состоял из белой рубахи, украшенной вышивкой, и штанов, что доходили до щиколоток. В холодное время года поверх нехитрого наряда надевали кафтан, а в зимние холода предпочитали носить шубу. Отличительной особенностью костюма мокшанок стал “сюлгам”. Он представлял собой нагрудник трапециевидной формы, что доходил до самого ворота. Нередко его украшали вышивкой, монетами, бусами.

Одежда мокшан Молодые девушки предпочитали закрывать волосы повязкой на лоб. Это изделие было расшито бисером и цветными нитями. Что примечательно, узор являлся не только декором одежды, но и выполнял функцию оберега. Мужской костюм мокши был значительно проще. Он состоял из обыкновенной холщовой рубахи и штанов. Весной и осенью носили кафтаны, а зимой – тёплые шубы, что изготавливали из меха убитых на охоте зверей.

Традиции и культы мокши

Основу культуры мокшан составляют традиционные верования. И хотя сегодня многие представители этого народа исповедуют христианство, старинные ритуалы ещё сохранились в отдалённых уголках их края. В селениях Мордовии ещё остались общины, что живут по заветам и принципам предков, соблюдают древние обычаи.

Более того, даже современное мокшанское христианство значительно отличается от привычных для нас религиозных устоев. Причина уникальности кроется в смешении традиционных верований и православия, что привело к возникновению так называемого “народного христианства”.

В старину мокша верили, что мир населён множеством духов и божеств. Верховным творцом, властителем над всеми неземными созданиями считался Шкай. Это был могущественный бог, которому люди подносили щедрые дары. У мокши были и свои “домовые”, а именно – мужские и женские духи, оберегающие дом и двор. Их называли Кардазава и Кардазонь кирди. Хранительницей семейного очага и богиней огня называли Юрхтаву.

Кроме этих духов, мокша создали удивительный мир “диких” мифических существ, населяющих каждый уголок земли. Народ верил, что всё вокруг, каждая стихия, животные и растения имеют своего покровителя. К примеру, Ведява и Ведяля считались духами водной стихии, а Модава – хранителем сил и энергии земли.

Издавна мокша живут в тесной связи с природой, а потому в их пантеоне присутствовали и божества в облике животных, зверей и птиц. Известно о почитании Белой рыбы, Белого лебедя, медведей. Священными считались такие деревья, как ольха, дуб, берёза. Предки современных мокшан обожествляли природные явления – гром, дождь, молнию.

Дженеев И. А. «Водные глубины. Омут» 1907 год

Погребальные обряды

В традициях мокши основным направлением было почитание всевозможных божеств и духов предков. Важнейшее место в этих культах занимали обряды, связанные с похоронами. В очень далёкие времена мокшане нередко практиковали ритуал воздушного погребения, когда покойного оставляли в лубе, что устанавливали на ветвях дерева. Со временем обычай претерпел изменения, став сложнее – хоронить было принято на четырёх пнях, поверх которых устанавливали сруб.

Мокшане с трепетом и опасением относились к покойникам. У них даже были особые люди, “служители смерти”, в обязанности которых входила подготовка тела перед погребением. Дело в том, что лишь они могли прикасаться к умершим, омывать их и переодевать.

Если же это делал непосвящённый человек, считалось, то дух покойного может оскорбиться и причинить зло нарушителю правил. Мокшане верили, что скоропостижно умерших молодых девушек и юношей следует хоронить в свадебных нарядах. Считалось, что свою пару они найдут уже в загробном мире.

Воздушные похороны мокша

Главный напиток

На мокшанских праздниках туристы всегда стремятся попробовать позу, традиционный напиток этого народа. Если описать его парой слов, выйдет – “свекольное пиво”. Готовится это хмельное угощение действительно из свеклы с добавлением солода, ржаной муки, воды и прочих ингредиентов. В старину позу часто использовали для проведения сакральных ритуалов.

Что интересно, в фольклоре мокши сохранились упоминания о женском ритуале “авань поза”. В преддверии Пасхи женщины и девушки селения собирались, пели песни, веселились и варили свекольное пиво. По завершению работы устраивалось всеобщее угощение, а один кувшин позы забирали в тот дом, где ритуал будет проходить следующий раз.

А ещё мокша любят мордовские блины Падчада они обычно очень пышные / mordoviatv.ru
А ещё мокша любят мордовские блины Падчада, они обычно очень пышные / mordoviatv.ru

Традиции мокши отличаются яркостью и особым колоритом. Конечно, значительная часть старинных обрядов уже ушла в прошлое, но культура мокшан продолжает развиваться, а сам народ Республики Мордовия старается сохранить наследие предков. Остаётся лишь пожелать, чтобы и в дальнейшем самобытность мокши оставалась “визитной карточкой” этноса.

Известные мокшане

  • Тюштя или Тюштян, легендарный культурный герой и полководец, последний царь мокшан, стоявший во главе объединённого мокшанского государства
  • Селик, национальный герой, основатель Селиксы [34]
  • Цёфкс, легендарный князь, известный как «Соловей-разбойник» [35] [36] [37]
  • Пуреш (1190? — 1241), царь, полководец, объединивший ряд мокшанских княжеств в единое государство, ради спасения своего царства встал под знамёна Чингисхана, погиб в Германии [38]
  • Мокший, (1300-е гг.) киличей Великого князя московского Дмитрия Донского
  • Нарчатка, (1205? — 1237) мокшанская царица, воительница, героиня войны с монголами
  • Николай Мордвинов, (1754 — 1845) граф, русский адмирал
  • Митрополит Антоний (Вадковский), (1846 — 1912) епископ Выборгский и Финляндский, представитель Русской Церкви в Англии, доктор богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов
  • Черапкин, Иосиф Григорьевич, (1884 — 1935) лингвист, учёный, репрессирован в 1935
  • Дорофеев, Захар Фёдорович (1890—1952), основоположник новой мокшанской литературы, поэт, участник Первой мировой войны
  • Безбородов, Михаил Ильич, (1907 — 1935) поэт, переводчик, репрессирован в 1935, реабилитирован посмертно
  • Кижеватов, Андрей Митрофанович (1907 — 1941) — защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза (звание присвоено посмертно)
  • Девятаев, Михаил Петрович, военный лётчик, герой Великой Отечественной войны, знаменитый своим побегом из концентрационного лагеря на острове Узедом на угнанном им самолёте
  • Алексей Мокшони, (1898 — 1971) секретарь консульского отдела полпредства СССР в Австрии, профессор кафедры политэкономии Московского педагогического института им. В. И. Ленина
  • Маресьев, Алексей Петрович (1916 — 2001) — лётчик-ас, Герой Советского Союза, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
  • Виард, Василий Иванович (1907 — 1971), писатель
  • Шукшин, Василий Макарович (1929 — 1974), советский актёр, сценарист, писатель [39]
  • Семенкин, Геннадий Иванович, (1935—2005),(1974—1990)первый секретарь Бийского райкома КПСС,(1991— 2000)глава администрации Бийского района Алтайского края, Герой социалистического труда,Почетный гражданин Бийского района
  • Феоктистов, Александр Павлович, (1928—2004) профессор, финно-угровед
  • Ельмеев, Василий Яковлевич, (1928-2010) доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор факультета социологии СПбГУ, специалист в области социальной философии, методологии науки, социологии и экономики науки, внёс весомый вклад в создание политэкономической теории науки
  • Пудин, Александр Иванович, писатель, драматург, поэт
  • Маскаев, Олег Александрович, боксёр-профессионал
  • Кошелева, Нина Васильевна, композитор, Лауреат премии имени Д. Д. Шостаковича Союза композиторов России
  • Чигодайкин, Иван Васильевич, поэт-фронтовик, писатель, член союза писателей СССР
  • Меркушкин Николай Иванович, глава Республики Мордовия
  • Чиндяйкин, Николай Дмитриевич, актёр, заслуженный артист РСФСР
  • Павел Семенович Шиндяйкин, художник, директор Нижегородского художественного училища, заслуженный деятель науки РФ.

Мокша и русские

В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.

Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.

Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.

Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год Источник: Кунсткамера
Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера

Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.

Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.

Источники

  • https://FB.ru/article/350607/moksha-eto-vyisshaya-tsel-suschestvovaniya-v-filosofii-induizma
  • https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D1%88%D0%B0+%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%29
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D1%88%D0%B0_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)
  • https://gotonature.ru/1886-reka-moksha.html
  • https://worldofhistory.ru/moksha-mokrye-plemena-mordovii/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043640
  • https://zen.yandex.ru/media/history_world/moksha—mokrye-plemena-mordovii-601b098427294500e4cd3df0
  • https://musaget.ru/traditsii-mokshi-svekolnoe-pivo-i-sluzhiteli-smerti/

[свернуть]