Как вырезают маски и статуэтки из цельного куска дерева мастера резчики

История возникновения

Наскальная живопись, изображающая шамана в маске

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок.

Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Особенности африканских масок пришедших к нам из далекой Африки

  • Так как изделие используют в разных целях, внешний вид и оформление масок бывает разное. Пожилые люди не будут носить маску, предназначенную для молодого поколения и, наоборот. По этому атрибуту можно узнать, какой социальный статус имеет человек носящий ее.
  • Также африканская маска может повторять лицо своего хозяина. Но вместе с этим маски обладают некоторыми особенностями в линиях рисунка. Такие узоры обычно африканцы не будут наносить на тело.
  • Раньше европейцы находили эти изделия примитивными, страшными и ненужными. Но потом их мнение поменялось. Они стали даже копировать узоры, нанесенные на масках и использовать их в создании интерьера и других вещей.

С одной стороны изделие кажется примитивным, а с другой может вносить какую-то изюминку в интерьере.

Маска обрядовая

Обрядовая маска восходит к посмертной маске, возникшей из стремления сохранить внешний облик умершего. Посмертные маски известны со времен неолита. Изготавливались из пластичного материала (воска, глины, гипса и др.) посредством наложения на лицо и снятия слепка. Позже для посмертных масок использовали кожу животного, камень, дерево, металл, ткань и др.

Обрядовая маска – погребальная маска, включенная в обрядовое действие. Приход человека в маске во время обряда воспринимается как появление «предка» (или какого-либо иного существа) из мира мертвых, гостевание его в мире живых в определенное время года (календарные обряды) или при совершении других обрядов: инициации, свадьбы, излечении больного, перед началом охоты или военных действий. Обрядовая маска служит прежде всего для сокрытия собственного лица и подмены своего лица – чужим. Во многих языках мира слова, обозначающие маску, переводятся как «второе лицо», «чужое лицо», «фальшивое лицо». Однако часто, говоря об обрядовой маске, имеют в виду все ряжение в целом, весь внешний облик обрядового действователя. В некоторых культурах маски после совершения обряда сохраняют, иногда в специально отведенных для этого постройках, «хранилищах масок» (например, на островах Океании). В других культурах маски после совершения обряда считаются десакрализованными, их каждый раз уничтожают и воссоздают по мере надобности заново (например, в Корее, у некоторых африканских племен и др.).

Делание масок и их хранение является таинством, в котором могут принимать участие только определенные группы людей («посвященные»). Нарушение табу на подсматривание за процессом создания маски (вольное или невольное) сурово карается. Надевание обрядовой маски – не безобидная игра, но способ вступления в контакт с миром мертвых. Так, в русской народной культуре использовать в неурочное время (вне обряда) маску считалось большим грехом: маска наряду с куклой могла быть местом обитания нечистых духов, злых сил. Обрядовая маска как образ «иного мира» устрашает и веселит и в то же время является обобщенной, зашифрованной в предметах-символах, в орнаменте картиной «космоса». Обрядовые маски существуют антропоморфные (человекоподобные), зооморфные (звериные), смешанные (с чертами человека и зверя / зверей одновременно). Зооморфные маски чаще всего изображают тотемного животного (животных) рода. Среди наиболее часто встречающихся зооморфных масок на территории Евразии – маски козы / козла. Коза – широко распространенный персонаж восточнославянского ряжения на святки и масленицу. Костюм восточнославянской козы – вывороченная мехом наружу шуба, ее маска – деревянная голова с бородой из мочала и подвижной нижней челюстью, которую носят на палке или длинном шесте. Другой часто встречающийся масочный персонаж у разных народов мира – «птицеголовый», связанный, по-видимому, с мифологическим представлением о птицах как о посредниках между двумя мирами («живых» и «мертвых»). Антропоморфные маски имеют сходство с человеческим лицом, но лицом искаженным, измененным. Искажение создается за счет преувеличения размера лица или отдельных его черт; «изнаночным лицом» (так, у африканских народов появляются «белые маски», а у эскимосов – угольно-черные); «ложным лицом» – с неправильным количеством или компоновкой черт лица (один или три глаза, рот на месте глаза и т.п.). Встречаются двойные (и даже тройные) маски: как в объемном скульптурном варианте (двуликие маски-шлемы), так и развернутые на плоскости. Двойные маски, по-видимому, связаны с «близнечным мифом», по которому один из близнецов принадлежит миру живых, а другой – миру мертвых.

Обрядовая маска – атрибут обрядового поведения. Маска «оживает» в действиях того, кто ее надевает; в этом ей помогают ее подвижные части: язык, нижняя челюсть. Существуют также маски-трансформации с несколькими личинами, способные моментально изменять свой вид (звериный на человеческий или превращать один звериный облик в другой).

Обрядовые маски многообразны и по типу (личина, шлем, маскоид – уменьшенная копия маски, которую носят на груди, шее и пр., наголовник, маска на шесте и пр), и по материалу, и по технологии изготовления. Маска может быть рассчитана на одного обрядового действователя или на нескольких (коллективная).

Как разновидность маски нужно рассматривать крашение лица всевозможными природными красителями: его «чернение», «беление», покрывание разными узорами. Производными от маски – «чужого лица» – можно считать в театральной игре искажение лица с помощью мимики: гримасу, кривлянье, ужимки, передразниванье.

МАСКА. Дерево. Нигерия (народ ибибио), Британский музей, Лондон
МАСКА. Дерево. Бенин (народ йоруба). Национальный музей, Копенгаген

Маска театральная

Маска – с древних времен важный атрибут театрального действия. Часто является эмблематическим изображением театрального искусства в целом. Театральная маска исторически вышла из обрядовой маски. Традиционно существует как в форме накладки на лицо (театр Древней Греции, буддистский мистериальный театр, комедия дель арте и пр.), так и в форме маски-грима (японский театр Ноо и Кабуки). Изображает «чужое лицо» или представляет «безличность», «безымянность», скрывая лицо/часть лица под нейтральной повязкой.

Театральная маска дает возможность сыграть обобщенный, не индивидуализированный образ, отобразить универсальную эмоцию. Эмблематика маски позволяет распознавать различные группы персонажей. Так, например в древнегреческом театре плачущая и смеющаяся маски – знаки трагических и комических персонажей.

Интерес к театральной маске вновь возникает в театре 20 в. (В.Э.Мейерхольд, Н.Н.Евреинов, Е.Б.Вахтангов, Дж.Стрелер, А.Мнушкин и др.). Активное использование в спектаклях 20 в. масок старинного театра (античного театра, комедии дель арте, восточного театра и др.) и создание новых масок (в театральных опытах экспрессионистов, дадаистов, кубистов и пр.) связано прежде всего с отказом от эстетики натуралистического театра. С помощью масок современный театр подчеркивает выразительность подвижного тела актера (по контрасту со статичностью маски, скрывающей лицо), помогает освободиться от всевозможных запретов (в том числе от социальных и сексуальных) и добиться сценического гротеска. Часто используется в современной театральной практике прием публичного «надевания» и «срывания» масок, делающий саму ситуацию «трансформации», «изменения», «перевоплощения» актера видимой для зрителя. Таким образом, достигается отстранение исполнителя от персонажа, подчеркивается существующая граница между «игрой» и «жизнью».

 IGDA/G. Dagli Orti   РИМСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА (скульптура)
 IGDA   КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ. Персонаж-маска Арлекин
 Zedcor, Inc.   МАСКА
 Zedcor, Inc.   МАСКА
 Zedcor, Inc.   МАСКА
 Zedcor, Inc.   МАСКА

Маска как драматургический способ изображения человека.

Драматургический тип-маска – схематическое деиндивидуализированное изображение человека, связанное с поисками общих универсальных человеческих качеств (ролевых, гендерных, социальных и пр.). Близок по функции к театральному амплуа, противоположен драматическому характеру. Тип-маска живет в драме за счет внешних событий, не претерпевает внутренних изменений, не имеет развития, сохраняя от начала до конца одни и те же черты. Жестко ограниченное поведение типа-маски, угадываемые, прогнозирумые в силу этого его поступки позволяют «театру масок» в отдельных случаях даже обходиться без написанной драматургии, ограничиваясь лишь пьесой-сценарием, в которой фиксируется сюжет, последовательность драматических ситуаций, но не прописываются подробно монологи и диалоги персонажей. «Театр масок» опирается на импровизацию (как, например, в театральной практике комедии дель арте). Актер «театра масок», как правило, специализируется на исполнении лишь одной роли – определенного типа-маски.

Возвращение в драматургии к типу-маске произошло в начале 20 в. и было связано с театральными поисками новых универсалий в изображении человека. Так, А.Блок в драме Балаганчик (1906) на основе трио масок итальянской народной комедии (Арлекин – Пьеро – Коломбина), изменив сюжетное соотношение масок и их ролевые функции, создал философские маски символизма. Экспрессионистический вариант драматургии «театра масок» предложил Л.Андреев в Жизни человека (1906): главный персонаж этой драмы Человек лишен не только личного имени и родовой фамилии, но и всех прочих индивидуальных качеств и представляет, вероятно, один из наиболее обобщенных драматургических типов-масок – всякого человека, человека вообще. «Театр социальной маски» создал В.Маяковский в Мистерии-буфф (1917): персонажи этой пьесы делятся на две группы «социальных масок» – «чистых» и «нечистых», иными словами – «эксплуататоров» и «угнетенных», а каждое действующее лицо по отдельности представляет лишь вариант этих двух основных «социальных масок». Идею «театра социальной маски» развивал в первой половине 1920-х В.Э.Мейерхольд, объединивший вокруг своего театра ряд авторов (С.Третьяков, А.Безыменский и др.), работавших в тех же формально-эстетических принципах, что и он сам.

Маски смеха и слез в древнегреческом театре

Исполнители надевали маски и костюмы, следуя мифологическому сценарию, который в значительной степени основывался на дихотомии между богами и людьми. Это был способ показать актером любую необходимую личность. Был ли этот облик человека, бога, полубога или монстра, это было ценно для рассказываемой истории.

Маска потустороннего происхождения человека

Племенные африканские маски высоко ценятся коллекционерами артефактов и музеями всего западного мира. Они обычно интересны только своими эстетическими качествами. Они представляют собой многоцелевые матрицы древних знаний предков, хранящие секреты творения и потустороннее происхождение человечества.

Для чего африканцы использовали маски

Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.

Ритуальные танцы перед охотой и войной обещали богатую добычу и успех в сражении. Праздники в честь сбора урожая посвящались божествам-покровителям сельского хозяйства.

Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.

Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.

Различия африканских масок

Африканские маски из дерева (фото, демонстрирующие многообразие первобытного искусства, представлены далее в статье) имели свои особенности. Племена воспроизводят внешность по-разному. Изображения бывают объемными и плоскими, схематично-упрощенными и реалистичными.

Существуют и внутриплеменные различия масок:

  • Персонаж-прототип. Маски повторяют внешность людей, животных или изображают мифологические существа.
    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
  • Социальные различия. Маски мужчин и женщин разграничены. Для закрытых сообществ предусматриваются собственные ритуальные атрибуты. Пример – маски воинов или ясновидцев.
  • Целевое назначение. Облик маски связывается с обрядом, для которого она предназначена. Лик погребальных атрибутов спокойный и скорбный. Маски для костюмированных празднеств изображают веселье.
  • Способ ношения нателе. Существуют маски для сокрытия лица и надевания на голову или тело.

Образцы народного искусства отражают творческую индивидуальность мастера-резчика. Изготовитель работает в русле традиции, сложившейся в племени, одновременно развивая собственный почерк.

Внешние отличия масок

Визуальные особенности масок объясняются их принадлежностью к разным народам и спецификой использования – погребальные, свадебные и охотничьи атрибуты выглядят неодинаково.

В чем проявятся различия:

  • Способ трактовки персонажа. Внешность часто изображается с намеренным искажением черт. Например, в племенах чокве у масок большие лбы и узкие глаза-щели.
  • Настроение. Военным маскам придается грозное выражение. Погребальные экземпляры выглядят умиротворенными или печальными.Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
    Африканские маски из дерева, как видно на фото, могут передавать эмоции.
  • Расцветка. Многочисленны черные и темно-коричневые маски. Реже встречаются глиняно-красные и белые экземпляры.
  • Символические элементы – геометричные насечки, цветная роспись и детали прически. Выразительный декор помогает исследователям установить «национальность» маски. Например, изделия Гвинейского племени сепик украшены цветными узорами из линий и точек.

Формы и размеры масок

Параметры самых маленьких артефактов – 15-19 см. Это нательные обереги-подвески в виде миниатюрных масок. Наиболее распространенный вариант — маски 30-60 см в высоту. Деревянное изображение представляет лицо или звериную морду в натуральную величину. Параметры характерны для налобных и лицевых масок, деревянных шлемов.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Нательные маски по размеру приближены к фигуре человека. Образец – «беременные» обереги-«щиты», повторяющие форму груди и живота женщины на сносях. Самые большие маски достигают 6 м в высоту. Гигантские ритуальные атрибуты характерны для племен Гвинеи. Средний вес маски – 60 кг.

Легенды, связанные с африканскими масками из дерева

В Африке ритуальные объекты считаются живыми существами. Маски заслуживают уважительного и осторожного обращения со стороны человека. Изделия с изображением божества воспринимаются как дар самого могущественного существа. Природные материалы, использованные в изготовлении маски, усиливают связь с верховными покровителями.

Для переселения духа в новый ритуальный объект устраивается специальный ритуал. Успешность процедуры можно проверить. Африканцы считают, что «живая» маска по ночам издает вой и скрипы. Самые сильные магические атрибуты хранят взаперти и выносят из дома только при необходимости. Маска извлекается из укрытия для проведения обряда или избавления от постигших несчастий.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Трещины на деревянном предмете означают его кончину. Мертвую маску хоронят и заменяют новым аналогом.

Существует и легенда-предостережение для коллекционеров африканских масок. Чтобы избавиться от тяжкой болезни, член африканского племени должен сам вырезать маску. Работа сопровождается чтением заклинаний.

Ради выздоровления создатель продает заговоренную маску. Вместе с предметом искусства покупатель приобретает и тяжкую болезнь автора. В итоге коллекционер масок умирает, а резчик полностью выздоравливает.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Мораль истории: не стоит приобретать экзотический предмет, если обстоятельства его происхождения неизвестны. Другой повод отказаться от покупки – грязь и дефекты на поверхности маски. Изношенный вид указывает на то, что ритуальный предмет использовался в обрядах и впитал негативную энергию участников действа.

Символизм масок

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Маски зверей символизируют добычу охотника или тотемное животное.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

Значение символов, изображаемых на африканских масках

Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.

Элемент Значение
Круглые глаза настороженность, гнев
Маленький рот рассудительность, сдержанность
Массивный подбородок сила, власть
Большой рот
Крупные зубы
Длинный нос чуткость
Склоненная фигура могущество хозяина маски
Высунутый язык общение с потусторонним миром
Короткие насечки-раны продолжение сложной судьбы предков
Прямые полосы преемственность поколений и поддержка отцов
Металлические пластины символ защиты, присутствующий на военных масках
Зеркальное стекло отражение опасности
«Шахматная» черно-белая клетка баланс между миром людей и духов

Особенности африканских масок из дерева

Изготовлением маски мог заниматься только мужчина также как ее и носить. Перед тем как начать ее делать, он прочитывал заклинание, приносил жертву. Работа мастера проходила в секретном месте. Никто не мог видеть как он изготавливал маску. Незаконченная работа оставалась на ночь у вождя. Говорили, что мастера были посвящены в тайну загробного мира.

  • В Африке до сих пор используют эту деталь при совершении разных обрядов и на праздничных мероприятиях.
  • Африканскими масками из дерева и по сей день пользуются маги, во время проведения магического ритуала.
  • Многие известные художники использовали этот мотив в своем творчестве и таким образом переносили африканскую культуру на запад.
  • Сегодня этот элемент используют для украшения квартиры, дополнения интерьера и могут купить недорого
  • Это изделие скрывает в себе много разных тайн. Покупатель, который решит купить его, станет хранителем древней культуры.

Ритуальные маски

Закрытые глаза и необычайно мирное выражение лиц, запечатленные в посмертных масках, застыли во времени. Они открывают перед нами времена королевской власти, личности военных и политических деятелей, гениальных мыслителей и художников, а также обычных людей, которые давно ушли, оставшись для нас неизвестными. Они дают нам представление об истории, которую не может предоставить письменное описание или фотография.

Ритуальные маски — это глиняные, восковые или гипсовые слепки с чьего-либо лица, взятые для сохранения их образа вскоре после смерти. В древности это делали часто, чтобы подчеркнуть звание или положение, используя это в погребальных обрядах. Эта методика помогала идеально сохранить образ почетных или выдающихся людей.

Базовые ритуалы Древнего Египта

Мумификация сохраняла черты лица покойного у древних египтян довольно удовлетворительно, поэтому ранние маски были стилизованы художниками, а не сделаны в виде слепка лица. Такие представления о мертвых не только почитали их, но и создавали связи с загробной жизнью.

Древние римляне использовали воск, чтобы запечатлеть лица умерших членов семьи, а затем из отливок были изваяны точные каменные копии. И именно во время позднего Средневековья европейцы начали отливать ритуальные маски из гипса или воска.

Делали вогнутый слепок с лица, который служил основой для выпуклого образа. Затем можно создать несколько копий ритуальной маски. Они не были погребены с покойными, поэтому сохранились и использовались для создания бронзовых или каменных бюстов. Эти маски обеспечили сохранение внешнего вида покойных, который оставался в наследие будущим поколениям.

Европейские металлические маски публичного унижения

Маски стыда были одним из видов механизма наказания, использовавшегося в европейских колониях в XVII и XVIII веках. Это должно было унизить человека, который был вынужден носить такой аксессуар. Маски были сделаны из холодного, неподатливого металла. Поэтому они давили на лицо, если плотно прилегали к голове преступника.

Одним из вариантов подобного наказания была металлическая решетка, которая закрывала голову виновного. Она была прикреплена к закрывающей лицо железной маске. В XVI веке такая маска использовалась для описания женщины, которая была сплетницей, строптивой или злой. Чтобы она не могла говорить, это устройство было также оснащено железным элементом, который выступал в ее рот и опирался на него сверху. Иногда этот бордюр был усеян шипами, которые больно впивались в кожу женщине, если она пыталась говорить.

Маски стыда также использовались для наказания людей, которые были признаны виновными в сплетнях, обжорстве, подслушивании и лжи. Эти изделия имели различную конструкцию, предназначенную для причинения дискомфорта и унижения, а также для обозначения типа преступления, совершенного его владельцем.

Например, некоторые маски имели форму головы определенных животных. Имитация коровы означала, что ее носитель был ленив, а дураки и подслушиватели должны были носить головы с ослами или кроликами соответственно. Другие маски стыда имели длинный нос, чтобы показать, что человек виновен во лжи, любопытстве или гордыне и высокомерии. Сплетникам надевали маски позора с прикрепленными длинными языками.

К некоторым таким изделиям прикреплен небольшой колокольчик сверху или устройство, чтобы издавать громкий свистящий звук, когда человек дышит. Это позволяло объявить о приближении наказанного, что усиливало его унижение.

Невероятная коллекция масок из известняка

Более 10 000 лет назад древние люди, живущие в Иудейской пустыне, отказались от своего кочевого образа жизни и основали постоянные поселения. Примерно в это же время начали процветать искусство, культура и религиозные верования, что отчасти было отражено в создании масок для лица, вырезанных из известняка и окрашенных красочными пигментами.

При весе в один или два килограмма каждая из масок изображает лицо с уникальными характеристиками. Некоторые выглядят старыми, другие — молодыми. Но все они содержат отверстия для глаз, рты с зубами или ухмылками, а также ряд отверстий вдоль внешней стороны.

Маска из черепа оленя

Оленьи черепа с прорезанными в них глазками, изготовленные 11 000 лет назад, были обнаружены в археологических раскопках в 8 км к югу от Скарборо в Северном Йоркшире, Англия.

Кембриджские археологи выдвинули теорию о том, что подобные изделия могли быть предметами маскировки, которые носили во время охоты.

Загадочные древние маски Сансиндуй

В некогда спокойной деревне Сансиндуй в тихой части китайской провинции Сычуань произошло замечательное открытие, которое сразу привлекло международное внимание и с тех пор переписало историю китайской цивилизации.

Безусловно, самыми поразительными находками были десятки больших бронзовых масок с угловатыми человеческими чертами лица, увеличенными миндалевидными глазами, прямыми носами, квадратными лицами и огромными ушами, черты которых не отражают особенности внешности азиатских людей.

Артефакты датированы XII-XI веками до нашей эры. Они были созданы с использованием удивительно продвинутой технологии литья бронзы. Она была получена путем добавления свинца в сплав меди и олова для создания более прочного материала.

Африканская маска своими руками

Изготовление африканской маски своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Разнообразие материалов

Деревянные маски из Камеруна

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски — это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Уникальность работы мастеров

Разнообразие африканских масок

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок — особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Интересные факты про африканские маски

Первобытное искусство повлияло на становление международного искусства. Сегодня следы африканской экзотики обнаруживаются во всех частях света.

В чем проявляется взаимодействие цивилизаций:

  • Маски современного производства иногда декорируются пуговицами.
  • Бразильский карнавал и африканские костюмированные ритуалы имеют общие корни.
  • Сложные обрядовые действа племен Нигерии сопоставимы с европейским театром.
    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
  • «Африканские маски из дерева» — фото, прославившие Ман Рэя. В 1926 г. художник-сюрреалист создал серию снимков, где модель позирует рядом с экзотическими объектами из Африки.
  • Геометрические и крестообразные насечки на языческих изделиях – черты заимствования из христианской и мусульманской культур.

Африканские маски из дерева – магический атрибут, которые выглядит впечатляюще даже на фото. Произведения первобытного искусства, простые и эффектные одновременно, вдохновляют художников и становятся объектом желания для коллекционеров. Скрытый смысл и чудесные способности масок продолжают волновать человечество на протяжении многих веков.

Источники

  • https://www.syl.ru/article/387227/afrikanskie-maski-foto-i-znacheniya
  • https://vostoklavka.ru/info/afrikanskie-maski-i-ikh-osobennosti/
  • https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  • https://FB.ru/post/history/2019/5/22/100959
  • https://touristam.com/afrikanskie-maski-iz-dereva-foto.html
  • https://vostoklavka.ru/category/kartiny-panno-maski/maski/afrikanskie-maski/

[свернуть]