Домбай. Сентябрь на горнолыжном курорте. Часть 2

Итак, в первой части я рассказала об очередном подъеме на канатной дороге на вершину горы Мусса Ачитара. Когда мы спустились в долину — мы доползли до гостиницы, обнаружили (к моей радости), что телевизор не работает, и с удовольствием легли спать. Маленький совет — если хозяева гостиницы предлагают вам обогреватель, не отказывайтесь. Уже в начале сентября в горах по ночам весьма и весьма холодно. Но наступило очередное утро. Завтрак, сборы и — в долину водопадов! Наконец-то! Наконец-то я увижу знаменитые Суфруджинские водопады, куда никак не могла дойти в предыдущие года!

Суфруджинские водопады — один из самых доступных объектов в долине Домбай. Во-первых, они расположены достаточно близко (относительно, конечно). Во-вторых, по дороге у вас будет немало роскошнейших видов. В частности, вы пройдете Чертову Мельницу и увидите ущелье Аманауз или Чертову Пасть. Да, там действительно жутковато.

Итак, поход начался утром. В Домбае вообще все походы стоит начинать утром, желательно выходить до девяти утра точно, а лучше даже чуть пораньше. Сильно раньше не советую — обычно маршруты начинают работать примерно в это время — лесники просыпаются. Почему пораньше? Потому что самый короткий маршрут (в долину водопадов) занял у нас пять часов, при том, что мы — туристы средней подготовленности, а темнеет в горах рано, и в начале сентября в семь вам стоит уже быть в долине — солнце скрывается за горами. Но пока на часах девять утра, и мы движемся мимо рынка, где уже начинают собираться продавцы, мимо новой канатки, мимо поселка Пихтовый Мыс, новостройки с прекрасным баннером «Сдаются апортоменты», к домику лесника.

Лесники нам лично встречались исключительно дружелюбные. Возможно, нам так повезло. Возможно, они тут кормятся с туристов и потому такие дружелюбные. Даже экскурсовод Рустик, о котором речь пойдет чуть позже, не шумел на тему нашего отказа куда-то ехать. Но вернемся к леснику Курбану.

— Граница должна быть святой, — говорил он, протягивая нам бумажки для заполнения, — поэтому такие пропуска бесплатные! Кто попросит денег — сразу ругаться начинайте!

Пограничные пропуска в этом году можно было выписать прямо на входе на маршрут. Мы заполнили бумажку один раз на все время пребывания и целых один раз предъявили ее пограничникам. Как раз по пути к долине водопадов. Заполнив все, оплатив проход на маршрут и внимательно выслушав о том, куда нам стоит идти и на что надо ориентироваться, мы покинули дружелюбного лесника и отправились в путь. Вдоль бурной реки Аманауз.

Вот такими видами можно наслаждаться в начале пути
Долина реки Аманауз
Мой спутник уверенно идет по еле заметной тропинке. Впрочем, других тут нет... Почти.
Путь наверх

Тропинка не самая простая, но и не самая сложная. Кое-где довольно крутая и почти везде по склону горы. Если кто-то боится высоты — туда лучше не ходить. Итак, пара часов в гору — и мы у Чертовой Мельницы.

Возле Мельницы по старой традиции дежурят пограничники. Показываем нашу бумажку и… внезапно нам говорят, что это не прокатит, надо нормальный пропуск. Очень удивляемся. Нам предлагают порадоваться и полюбоваться Мельницей. Дико расстраиваюсь — шутка ли который год не попадать на водопады. Ну что поделать. Спускаемся к Мельнице и любуемся.

Чертова Мельница, вид сверху

SONY DSC

Перекус, ещё немного грустно смотрю вдаль, туда, где водопады. Поднимаемся к пограничникам, а те достали журнал.
— Ребят, мы позвонили и узнали. Да, ваш пропуск действителен. Давайте запишем вас, и идите.
Счастье беспредельное. Записываемся и дружно топаем. Водопады, мы идем!

Дорога до Суфруджинских водопадов еще веселее, чем до Чертовой мельницы. Там мы хотя бы шли не все время вдоль склона. Тут — тропинка узкая, точно вдоль склона, иногда препятствия. А потом мы поднимаемся, выходим из леса и… на морену. Огромные валуны, «маленькая горная речушечка», турки и красные указатели, куда идти и как. Переходим речушку и фотографируемся по дороге.

Маленькие безымянные горные речки выглядят примерно так...
Вид издалека на первый водопад…
Позади расстилаются альпийские луга. Впереди, в общем-то, они же

Первый и второй Суфруджинские водопады рядом друг с другом. Высота первого — 250 метров. Подходишь прямо к нему, ледяных брызг нету… Наслаждаешься красотой ущелья и водопада. Шум тоже не сильный.

Первый Суфруджинский водопад.
Обратите внимание на маленькую фигурку внизу - дабы оценить масштаб.
Обратите внимание на маленькую фигурку внизу — дабы оценить масштаб.

SONY DSC

Ну, посидели, отдохнули и пошли ко второму. Второй Суфруджинский водопад — крупнейший в окрестностях долины Домбай. Слышно его издалека. Видно в принципе тоже — облако водяных брызг окутывает выступ скалы, за которой и скрывается (правда, безуспешно) этот гигант.

Подходишь и сразу оказываешься мокрым. Брызги летят везде, радуга светится на фоне долины, а ты в восторге смотришь вверх, где в этом облаке брызг виден бешеный грохочущий поток, который летит с ледника и с высоты в шестьдесят метров падает, превращаясь в бурную реку, которая потом впадает в Аманауз.

Второй Суфруджинский водопад скрывается за скалой, от первого его почти не видно.
Но чем ближе к нему - тем сильнее бешеный шум и грохот
Но чем ближе к нему — тем сильнее бешеный шум и грохот
Бешеный поток несется вниз к реке Аманауз.
Чтобы тут фотографировать, желательно иметь водонепроницаемый чехол
Везде скользкие и местами весьма острые камни. И не слишком устойчивые. Тем не менее, этот водопад как-то переходят. Мы не рискнули.
Там, повыше, можно разглядеть место, где водопад срывается вниз
На этом фото видно получше
И как обычно роскошный вид того, что осталось позади, и куда мы сейчас пойдем

До третьего водопада мы решили не ходить. Говорят, он не такой мощный, как второй. Да и два водопада за день — этого нам вполне хватило. Тем более, что усталость начала брать свое. Зато по дороге я прониклась красотой местной флоры и в принципе восхитилась всем, что вокруг нас…

Уходим от водопада, не удерживаюсь и делаю ещё несколько снимков
Колокольчики альпийские. занесены в красную книгу.
Просто удивительно красивые места...
Просто удивительно красивые места…
Ущелье Аманауз
Вдалеке видны ледники. Где-то там Грузия и Абхазия
Та самая "речушка" на обратном пути
Та самая «речушка» на обратном пути

Пересекаем такие места...
Пересекаем такие места…
И такие, это ещё сделали что-то более-менее человеческое, а раньше и такого не было.

И вот мы почти в долине...
И вот мы почти в долине…

Возвращаемся в долину Домбай куда быстрее — с горы же. Сперва немного заблудились, когда шли по морене. Но быстро нашли верный путь — там в принципе сложно заблудиться, и не так уж и мало туристов. Возвращались сильно засветло. И даже немного пожалели, что не пошли к третьему водопаду. С другой стороны, те, кто ходил позже, говорили, что видели там живого медведя. Кстати, мы ни одного не встретили ни в одной из прогулок. Даже не знаю, жалеть об этом или нет.

Итак, второй день похода подошел к концу. Впереди — ещё три дня. Думаете, это было сложно? Ну, я тоже так думала. Но завтрашний день показал, что я сильно ошибалась.